Больше половины россиян выступают против предоставления белорусам скидок на нефть и газ, а дружественным России государством называют Белоруссию всего 40% россиян. Это провал стратегии Александра Лукашенко в отношениях с Россией. Добавим к этому, что 78% россиян высказываются за введение виз для белорусов, поскольку Минск ввел безвизовый режим для граждан из 80 стран.
Все это результаты опроса, который в начале февраля провел государственный Всероссийский центр изучения общественного мнения. Опубликованные в четверг результаты стали ушатом холодной воды для минских властей. В последние годы Лукашенко постоянно конфликтует с Кремлем, требуя за свою лояльность особого отношения.
Белоруссия действительно уже больше 20 лет получает нефть и газ по льготному тарифу, однако, Москва начала ограничивать размер своих дотаций, требуя от Лукашенко, чтобы тот активнее поддерживал ее на международной арене, а также создал благоприятные условия для российского бизнеса в своей стране. Между тем за каждый выгодный Москве шаг Минск выставляет новый счет. В итоге россияне оказались на пороге торговой войны с Белоруссией.
Однако Лукашенко всегда сочетал баталии с Москвой с заботой о своем имидже в глазах простых россиян. Невзирая на насмешки соотечественников, белорусский президент лично принимал российских губернаторов, делая ставку на непосредственные контакты с локальными российскими элитами. Каждый год президентская администрация устраивала большую пресс-конференцию для локальных российских СМИ, что позволяло Лукашенко доносить свои идеи до самых отдаленных регионов России.
Он представлял российской общественности Белоруссию в образе своего рода «малой России» с привычными советскими символами и привычной (русифицированной), культурой. Страны, которая в отличие от своего прообраза благожелательно настроена к гражданину, обладает хорошими дорогами и безопасными городами, а одновременно лишена олигархов и бандитов. Белорусский лидер подчеркивал, что Пушкин — это и его национальный пророк. Любые конфликты с Москвой белорусская пропаганда объясняла сопротивлением российским олигархам, а не Кремлю.
Такие слова вызывали отклик в душе россиян. Много лет Лукашенко был самым популярным иностранным политиком в России. Российская общественность никогда не поймет радикальных шагов в отношении такого союзника, повторяли хором прокремлевские эксперты. А Лукашенко пользовался этим кредитом доверия и вел с Путиным жесткие переговоры.
Резкая смена настроений в России может быть вызвана двумя причинами. Разбуженный войной на Украине российский национализм четко делит мир на «мы» и «они», и не может принять Лукашенко с его балансированием между Москвой и Западом. Кроме того, в период экономического кризиса никому не хочется щедро помогать даже самым близким союзникам.
Если следующие опросы покажут, что настроения россиян остаются прежними и превращаются в тренд, это может оказать влияние на позицию белорусских элит. В XX веке Белоруссия дважды предпринимала попытки освободиться из российских объятий: в 1918 году, когда была провозглашена Белорусская Народная Республика, и в 1991, когда на обломках СССР появилось независимое государство. Каждый раз эти события происходили на фоне глубокого кризиса России, когда она концентрировала свое внимание на внутренних проблемах. Сейчас Москва столкнулась с экономическими сложностями, однако, ее имперское мышление переживает расцвет. Все это может склонить Минск еще решительнее переориентировать свою политику на Запад.