Столкнувшись с весьма бурной реакцией на мою прошлую колонку о политической расправе над Майклом Флинном (Michael Flynn), я хотел бы немного прояснить ситуацию с утечками, касающимися национальной безопасности. Я их поддерживаю. Более того, я выступаю против безжалостного исполнения устаревших законов, призванных защищать государственные тайны, особенно если это подразумевает контроль и расследования против репортеров.
В ситуации с уходом Флинна с поста советника по вопросам национальной безопасности речь не идет о ненадлежащем обращении с засекреченной информацией, несмотря на некоторые твиты президента Дональда Трампа. Речь идет о том, что противники Флинна решили обнародовать часть содержания переговоров американских чиновников таким образом, чтобы это свидетельствовало о жутком злоупотреблении властью.
Все это произошло на фоне все еще открытых вопросов о том, как именно Россия повлияла на ход президентских выборов и могли ли помощники Трампа быть причастными к этой операции. Такое расследование необходимо. Если Трамп и его советники имеют к этому хоть какое-то отношение, это серьезное преступление.
Хорошая новость заключается в том, что ФБР в сотрудничестве с разведывательным сообществом сейчас проводит расследование этого дела. Тем же самым занят и Специальный комитет по разведке Сената. Кроме того, сейчас вновь стали звучать настойчивые призывы к созданию более официальной независимой комиссии для изучения этого вопроса. Это очень важно.
Однако сейчас самое время спросить, какое отношение все это имеет к Флинну? Он не рассказал обо всех деталях каких-то декабрьских телефонных разговоров с российским послом, однако его никогда не обвиняли в пособничестве России во взломе электронной почты ведущих демократов, в распространении их электронных писем в интернете или саботировании выборов иными менее гротескными способами. В то время как в отношении других помощников Трампа (включая бывшего главу предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта) в настоящее время ведутся проверки, в отношении Флинна, как сообщает Washington Post, ФБР пока не ведет никаких расследований.
Какой же закон нарушил Флинн? Как пишет New York Times, он, возможно, нарушил Акт Логана, устаревший закон, запрещающий частным лицам вести переговоры с иностранными противниками. Согласно сообщениям этого издания, советники администрации Обамы считают, что Флинн, возможно, договорился заключить сделку с Россией срезу после того, как Обама ввел новые санкции против нее и выслал российских шпионов в ответ на вмешательство Москвы в ход выборов. В четверг, 16 февраля, издание Washington Post сообщило, что он, возможно, ввел в заблуждение агентов ФБР, изучающих эти телефонные звонки.
Здесь есть несколько важных моментов. Во-первых, нет никаких доказательств того, что Флинн заключил с русскими какую-либо сделку. Times пишет об этом, и мне удалось подтвердить это у своих источников. Во-вторых, Акт Логана, который вступил в силу в 1799 году, вероятнее всего, противоречит конституции. Министерство юстиций не преследует тех американцев, которые нарушают этот акт. В данном случае гражданин готовился занять пост советника по вопросам национальной безопасности. Если вступающим в должность американским чиновникам запрещено законом обсуждать политику с иностранными противниками, тогда нужно объявить вне закона и работу по подготовке новой внешнеполитической программы. Расследование ФБР — это уже серьезнее, но то же самое можно сказать и о раскрытии информации о текущих расследованиях этого агентства прессе.
Также поступали сообщения и о том, что Флинн контактировал с русскими в период предвыборной кампании. Это вызывает уже больше тревоги, однако само по себе это почти ничего не значит. Кроме того, подобное не раз случалось в прошлом. К примеру, в 2008 году советник Обамы по внешней политике Дэниэл Курцер (Daniel Kurtzer) отправился в Дамаск, чтобы изложить его правительству свой взгляд на мирные переговоры между Сирией и Израилем.
Множество демократов, включая бывшего госсекретаря Джона Керри, встречались с послом Ирана в ООН в последние годы президентства Джорджа Буша-младшего — тогда наши военные лидеры обвиняли Иран в убийстве американских солдат в Ираке. Если бы в тот период времени ФБР инициировало расследование в соответствии с Актом Логана, разве демократы не обрадовались бы утечкам подробностей таких расследований?
Вполне возможно, Флинн скрывал информацию о своих прошлогодних контактах с россиянами. В 2015 году он посетил конференцию в Москве, организованную российским пропагандистским каналом RT, и ему за это даже заплатили. Некоторые репортеры высказывали предположение о том, что чек, полученный Флинном от России, является нарушением инструкций Пентагона для военных в отставке.
Самым слабым звеном во всем этом является обвинение в том, что теперь русские смогут шантажировать Флинна, потому что он с самого начала не рассказал вице-президенту Майку Пенсу (Mike Pence) все подробности его телефонных разговоров. Как пишет Washington Post, исполняющий обязанности генпрокурора Салли Йетс (Sally Yates) посчитала необходимом сообщить эту информацию Белому дому в конце января, потому что она была обеспокоена тем, что Флинн себя скомпрометировал.
Лично мне все это кажется раздуванием из мухи слона. Если Флинн забыл упомянуть о том, что в его разговоре с российским послом была вскользь затронута тема санкций, предположение, что русские могут заставить его предать свою страну, пригрозив обнародовать его «ложь», является притянутым за уши. Именно поэтому сейчас так важно опубликовать расшифровку этих телефонных разговоров, на чем настаивает бывший федеральный прокурор Энди Маккарти (Andy McCarthy) в своей колонке в National Review.
Тем не менее, ущерб уже нанесен. Республиканцы говорят, что Флинну стоит дать показания перед Конгрессом. Его допуск к секретной информации был аннулирован. Он нанял адвоката. Флинн потратит несколько месяцев или даже лет, защищая себя после того, как он вскользь упомянул о санкциях против России в разговоре с российским дипломатом за несколько недель до вступления в должность советника Трампа по вопросам национальной безопасности.
Если в этом и состоит вся суть обвинений, тогда демократам и ФБР должно быть стыдно. Есть гораздо более важные вопросы, требующие расследования: к примеру, операция России, направленная против избирательного процесса в США, а также вопрос о том, были ли Трамп или его советники причастны к этой операции. Пока еще никто не смог доказать, что Флинн имел к этому хоть какое-то отношение. Однако это не остановило его противников, выступивших против него с обвинениями в СМИ. Враги Флинна провели эту кампанию, обнародовав содержание разговоров, за которыми должны следить представители правительства, которым мы доверили выполнение этой функции. Из-за этих утечек пострадало наше доверие.