Тюрьма в Риихимяки — важный компонент тюремной системы Финляндии. Ее стены, самые высокие стены тюрьмы в Северной Европе, возвышаются у железной дороги в нескольких километрах от центра города Риихимяки.
Здесь отбывают длительные сроки самые опасные заключенные Финляндии, проступки которых были связаны с насилием, наркотиками и сексуальными преступлениями.
В тюрьме Риихимяки существуют разные отделения. Для заключенных, которым необходима помощь или определенные условия, а также опасающихся за свою жизнь в тюрьме или совершивших сексуальные преступления, есть отдельные помещения. Охранное подразделение C2, действующее в тюрьме Риихимяки, обеспечивает самые строгие порядки.
Расмус Сёдерстрём (Rasmus Söderström) сидит в тюрьме Риихимяки уже больше двух лет. Его приговорили к девяти годам лишения свободы за торговлю наркотиками. Ему осталось сидеть еще два года. Заключенный сам добился перевода именно в эту тюрьму.
«Я находился под следствием в тюрьме Йокела, а до этого — в тюрьме Вантаа. В тюрьме Вантаа совсем нечем было заняться. Можно было быть уборщиком, но мне это не подходит».
Сёдерстрём провел почти все четыре месяца, лежа на кровати в камере.
«Потом я услышал, что в Йокела можно окончить подготовительные курсы для получения профессионального образования. Я перевелся туда и удаленно прошел лицейские курсы. Потом я услышал, что здесь во время следственного заключения можно заниматься на лицейских курсах и перевелся сюда».
Прошлой весной Сёдерстрём получил диплом о среднем образовании и теперь изучает философию на университетских курсах. Когда есть над чем подумать, мозг тренируется.
«Конечно, можно все время молчать и не отсвечивать, но люди начинают думать, что ты за человек. Социальность важнее. Однако здесь в тюрьме социальность может быть и опасной. Если долгое время будешь болтать не с тем человеком, можешь неожиданно получить запись о причастности к организованной преступности».
Будни заключенного делятся на дневную работу и время, проведенное в камере. В аудиториях и рабочих помещениях будни кажутся вполне обычными днями. По мнению руководителя образовательных программ в тюрьме Риихимяки Юусо Антикайнена (Juuso Antikainen), дневная занятость необходима для того, чтобы в будущем заключенные избежали возвращения в тюрьму.
«Когда отбываешь долгий срок, важно, чтобы были и такие пространства, где можно было бы почувствовать себя как дома. Это важно для поддержания психики человека», — сообщает Антикайнен.
Перед обучением и работой заключенных проверяют металлодетектором и обыскивают. После проверки безопасности заключенные свободно пользуются, например, инструментами для выполнения работ по дереву и обработке металла.
Находящиеся в открытом шкафу металлические рабочие инструменты заставляют посетителей тюрьмы насторожиться. Однако случаи насилия в мастерских бывают редко. Чаще всего такие вещи случаются в раздельных помещениях и на дворовых территориях.
В Риихимяки можно учиться на лицейских и школьных курсах, а также получить диплом о среднем образовании. В стенах тюрьмы заключенные могут пройти курсы по работе с металлом, автомобилями и станками. Существуют и подготовительные курсы по плотницкой и малярной специальностям.
Например, в столярной мастерской недавно было изготовлено 30 урн для весенних выборов.
В свободное время часть заключенных занимается спортом в тренажерном зале. Раз в полгода набираются музыкальные курсы. Кроме этого, можно заниматься рукоделием и рисованием.
Заключенные проводят в четырех стенах примерно 14 часов в сутки. Социальные мероприятия для многих являются своего рода отдушиной.
Помощник директора тюрьмы Риихимяки Каролиина Тарувуори (Karoliina Taruvuori) рассказывает, что практически все 223 места в тюрьме заняты.
Самое заметное изменение за последние годы — увеличение числа иностранных заключенных. 63 заключенных не являются финнами.
«В тюрьме Риихимяки всегда присутствовал расизм. На практике заключенные-мусульмане не могут жить вместе с остальными. Когда численность иностранцев в тюрьме возрастает, они могут начать оказывать влияние на окружающих».
По словам Тарувуори, этот вопрос находится под постоянным надзором.