Москва — На этой неделе в России произошла удивительная вещь: президент Трамп, который еще совсем недавно фигурировал во всех ток-шоу и вечерних выпусках новостей на телеканалах, распространяющих пропаганду Кремля, внезапно оттуда исчез.
«Как будто кто-то щелкнул выключателем», — сказал Алексей Ковалев, журналист газеты Moscow Times, который пишет о российских государственных СМИ.
Понять, почему так произошло, нетрудно. Администрация Трампа, охваченная скандалами вокруг контактов ее высокопоставленных представителей с российскими чиновниками, попыталась немного отстраниться от Кремля.
Всего за одну неделю Вашингтон пожаловался на то, что Россия нарушила ядерное соглашение 1987 года, и обвинил Кремль во вмешательстве в ход выборов в различных странах. В результате этих скандалов советник президента США по вопросам национальной безопасности, благосклонно относившийся к Москве, был вынужден уйти в отставку. Тон высказываний Трампа по таким вопросам, как оккупация Крымского полуострова Россией, заметно ужесточился.
С точки зрения россиян все должно было пойти иначе.
Американские разведывательные агентства считают, что российские хакеры, получившие приказ от президента Владимира Путина, попытались помочь Трампу одержать победу над Хиллари Клинтон, поскольку российские власти были уверены, что этот бизнесмен будет более дружелюбно относиться к России. Кремль отвергает эти обвинения.
Если это правда, то чего русские добились? Москва очень рассердилась, когда на этой неделе министр обороны Джим Мэттис (Jim Mattis) заявил, что Вашингтон будет вести переговоры с Москвой с «позиции силы». Как будто администрация Обамы никуда не уходила.
«Это стало разочарованием для многих людей, — сказал Владимир Познер, влиятельный российский тележурналист и ведущий программы на российском государственной канале. — Вместе с разочарованием приходит гнев. Почему [Трамп] солгал нам? Почему он заставил нас думать, что ситуация может улучшиться?»
Избрание Трампа вызвало настоящую эйфорию в Москве. Отчасти это объясняется радостью в связи с поражением Клинтон, злейшего врага Путина. Однако это также стало отражением обещания администрации Трампа: Москва увидела возможность заключать сделки с американским президентом, который позволит России консолидировать власть в регионе и вернуть себе статус великой державы.
Отчасти ужесточение риторики в отношении России является отражением того факта, что чиновники американских дипломатических и военных ведомств продолжают настаивать на своих стандартных позициях, таких как, к примеру, утверждение, что Россия нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. (Россия отрицает это обвинение.)
На фоне разгорающихся скандалов в Вашингтоне изменился также и тон высказываний Трампа о России, который в период предвыборной кампании был мягче. В августе в своем интервью на телеканале ABC Трамп заявил, что он «рассмотрит» аннексию Крыма Россией, добавив: «Судя по тому, что я слышал, жители Крыма предпочли стать частью России, а не той страны, где они были».
Но в среду, 15 февраля, Трамп написал в твиттере: «Россия забрала Крым в период администрации Обамы. Разве Обама не занимал слишком мягкую позицию в отношении России?» Во вторник, 14 февраля, его представитель Шон Спайсер (Sean Spicer) заявил, что президент ожидает, что Россия вернет Крым Украине — такой позиции придерживалась администрация Обамы и ее европейские союзники.
Между тем несколько комитетов Конгресса в настоящее время проводят расследования предполагаемых связей представителей предвыборного штаба Трампа с Россией, что еще больше усложняет задачу новой администрации, заявлявшей о своем намерении изменить политику США в отношении России.
Неужели медовому месяцу России и Трампа пришел конец?
Кремль ведет себя так, будто этого медового месяца никогда и не было. По сравнению с рядовыми депутатами и другими чиновниками, высокопоставленные представители путинской администрации были гораздо более сдержанными в своих публичных высказываниях, касающихся Трампа, отмечая, что они рады смене характера риторики, но при этом не ожидают резких перемен в позиции США.
Вместо того чтобы критиковать Трампа за ужесточение позиций в отношении Москвы, Россия просто решила на время его отключить. Его заявления по поводу Крыма были названы следствием давления со стороны политических оппонентов. Еще до выборов Путин и его соратники говорили о том, что вашингтонский истеблишмент попытается помешать Трампу наладить более тесные отношения с Москвой. Теперь они утверждают, что так все и произошло.
«Все разочарованы теми скандалами, которые сопровождают администрацию Трампа, и масштабами войны, которую против нее ведут Конгресс, СМИ, политический и внешнеполитический истеблишмент, — сказал Дмитрий Суслов, профессор Национального университета «Высшая школа экономики». — Это давление очень ограничивает администрацию в настоящий момент».
Однако, по его словам, даже если администрация Трампа займет враждебную позицию по отношению к России, положение Москвы будет не хуже, чем если бы победу одержала Клинтон.
Утром после победы Трампа на выборах депутаты Государственной Думы пили шампанское в его честь. Теперь та эйфория прошла. Вячеслав Володин, бывший близким помощник Путина, занимающий теперь должность спикера парламента, пожаловался на этой неделе, что Трамп не выполняет свои предвыборные обещания касательно России. А один российский депутат заявил, что в Вашингтоне настолько широко распространена русофобия, что готовность к диалогу там приравнивается к мыслепреступлению по Оруэллу.
Российские новостные телепрограммы не проявили особого интереса к скандалам, окружающим контакты помощников Трампа и российских чиновников, в то числе телефонные разговоры между бывшим советником по вопросам национальной безопасности Майклом Флинном (Michael Flynn) и российским послом Сергеем Кисляком, которые якобы обсуждали вопрос американских санкций против России.
В российских новостях также не упоминается о серии шагов, которые американские политики считают провокацией со стороны России, включая инцидент с облетом американского военного корабля, находившегося в Черном море, российскими военными самолетами.
Внезапное исчезновение Трампа из российских новостей, вероятнее всего, не случайно.
В среду, 15 февраля, тележурналист Константин Эггерт сообщил, что его коллега в государственном медиа-агентстве ВГТРК получил от руководства директиву: «Больше никакого Трампа». Позже Bloomberg News сообщило со ссылкой на некие источники, что Кремль приказал государственным информационным агентствам уменьшить долю лестных репортажей о Трампе.
По словам Эггерта, он считает, что Кремль решил перестать уделять столько внимания Трампу из-за растущего давления на американского президента, а также из-за низкой вероятности прорыва в отношениях между странами в ближайшее время.
«Повышать ожидания на основании идеи о неизбежном сближении США и России — это неразумная позиция для Кремля, поскольку эти ожидания нельзя воплотить в реальность, — сказал Эггерт. — Поэтому кремлевская машина пропаганды снизит долю новостей о США и Трампе до тех пор, пока ситуация в Вашингтоне не прояснится».
По словам Эггерта, Кремль вряд ли сильно удивился тому, что Трамп несколько охладел по отношению к России.
«Я думаю, что Путин уже давно готов смириться с тем, что ситуация быстро не изменится — если она вообще изменится», — добавил он.
Кремль отрицает информацию о том, что он диктует СМИ, как и что нужно освещать. Представитель Путина Дмитрий Песков назвал это очередной «фейковой новостью».
В четверг, 16 февраля, в ходе пресс-конференции Трамп ясно дал понять, что, по его мнению, истерика вокруг контактов его помощников с Россией повлияла на отношения с этой страной.
Такие репортажи «в значительной мере усложняют задачу по заключению сделки с Россией», сказал Трамп. «И, возможно, Путин… сидит за своим столом и говорит: я понимаю, что происходит в Соединенных Штатах, я внимательно за этим слежу; президент Трамп никогда не сможет поладить с Россией из-за всего того давления, которое на него оказывается по причине этих фальшивых статей».
В отличие от некоторых депутатов Кремль, вероятно, не ожидал никаких резких перемен в отношениях между странами в первые недели работы администрации Трампа. Но это вовсе не значит, что он вообще ничего не ждал.
«Вероятно, те, кто принимает решения, были в меньшей степени склонны возлагать слишком большие надежды на избрание Трампа, однако надежды у них все же были, — сказал Познер. — Сейчас эти надежды, очевидно, рухнули».