Fronda.pl: Журнал Der Spiegel рассказывает о том, что Россия развернула кампанию по дезинформации, направленную против дислоцированных в Литве немецких военных: появились сообщения, будто солдаты Бундесвера изнасиловали несовершеннолетнюю. Вы думаете, начинается гибридная война?
Ежи Таргальский (Jerzy Targalski): Я могу сказать только, что похожие тезисы об американской оккупации распространяет Гжогож Браун (Grzegorz Braun) (польский политик ультраправого крыла, — прим. пер.) и толпы молодых наивных идиотов. Еще один такой человек — это Михал Марусик (Michał Marusik) (европарламентарий, член партии «Конгресс новых правых», — прим. пер.), который говорит об оккупации и принимает в свое политическое объединение тех, кто с ним в этом согласен.
— Как вы думаете, новая война будет разворачиваться при помощи действий в киберпространстве и кампаний по распространению дезинформации без реальных столкновений, или она может быстро приобрести форму военной агрессии, а в Литве появятся зеленые человечки?
— Нет, зачем задействовать солдат? Это слишком дорого и не приносит результатов. Информационная война обходится дешевле и оказывается более эффективной. Подразделения информационной войны по большей части ничего не стоят: это отряды бесплатных идиотов, которым никто не платит, но которые действуют так, будто работают за деньги.
— У каждого появился доступ к СМИ: они могут писать, вести видеоблоги, делать интернет-радио.
— Да, у них есть социальные сети: Facebook, Twitter, самые разные блоги, сайты и так далее. Это группа со специфическими взглядами, к которой обращено российское послание, она его получает и бесплатно распространяет дальше. Если кто-то ненавидит ЕС, Америку, НАТО, он будет повторять российские бредни. Ненависть он может испытывать по разным причинам, например, он может ненавидеть украинцев, быть антисемитом, бывшим обожателем США, который в них разочаровался, и так далее. Причины могут быть разными. Это может быть фанатичный католик, который считает, что во всем виноваты «педерасты», от которых нас спасет Путин.
— Но ведь он время от времени подает такие сигналы, показывая, что не любит ЛГБТ-сообщество, выдавливая из России евреев, укрепляя Православную церковь…
— Да, это послание адресовано правым кругам, поэтому он старается представить Россию силой, которая возрождает христианство и защищает традиционные семейные ценности. Уже несколько лет назад некий Лех Йенчмык (Lech Jęczmyk) (польский переводчик и публицист, — прим. пер.) писал о своих надеждах на то, что Россия спасет европейское христианство. Если кто-то огорчен тем, что происходит на Западе, но предпочитает не думать, а действовать под влиянием эмоций, он ищет какой-то спасательный круг и в конце концов себе его выдумывает.
— Но в России проводятся миллионы абортов. Одно это не опровергает миф о благоприятствующей христианству России?
— Это никому не мешает. Ведь эти люди ищут какой-то выход, а Путин подсовывает его им под нос.
— Но если взглянуть с другой стороны, у людей, которые на самом деле не поддерживают Евросоюз и другие европейские структуры, нет особого выбора на политической сцене.
— Это так, однако, Россия не даст ни спасения, ни решения. Россия — это всеобъемлющий хаос и дестабилизация. Но если кто-то непременно хочет найти чудесное спасение, на него действует российское послание. Оно вызывает отклик у очень наивных людей или тех, кто руководствуется эмоциями. Люди нормальные, рациональные этому не поддаются, потому что они видят, какова реальность. Под влияние попадают только те, кто создает себе воображаемый мир.
— Есть много романтичных, чувствительных, порой наивных людей, которые не способны понять, где начинается обман.
— Хорошо, но почему их также не трогают российские жертвы бесправия или тема российской мафии? Почему они не замечают этого, но принимают за чистую монету все эти выдумки о России как защитнице традиционных ценностей? Каких традиционных ценностей? Большинство мужчин в России из-за пьянства не доживают до пенсии, а среди женщин алкоголизм стал массовым явлением. Это традиционные ценности?
— О том, что происходит в России, говорят довольно мало, а люди, которые ищут противоядие от европейского глобализма, разворачиваются из-за отсутствия альтернатив в противоположную сторону, а выбирать там не из чего.
— Конечно, коммунизм тоже был поиском чудесного лекарства от всевозможных бед и проблем. А теперь таким средством предстает Россия. Но чудесного лекарства не существует.
— Слух о том, что солдаты Бундесвера изнасиловали девочку, который распустили в Литве, призван заставить людей с чуть более правыми взглядами решить, будто «натовский оккупант» начал войну с мирными жителями?
— До этого россияне сообщали, будто украинцы распяли трехлетнего ребенка. Такие фальшивые новости, «фейки», можно придумывать бесконечно, сколько угодно. Я тоже могу выдумать, что россияне убивают и едят детей.
— Сообщения о том, что они едят собак, уже были. Вы думаете, это правда?
— С голоду, почему нет. Китайцы тоже едят собак. Кстати, я боюсь, как бы какой-нибудь кореец не съел моего кота.
— Он у вас — такой гладкий и ухоженный, что на вашем месте я бы держал его в надежной клетке.