Александр Ковалев еще очень хорошо помнит, как он был ранен при выводе его полка из Афганистана 28 лет назад. Пули раздробили кости в его правой голени. После операции без наркоза там образовалась гангрена. Капитан советской армии, которому тогда было 32 года, очень боялся потерять ногу.
Его на самолете отвезли в Кабул в госпиталь, оттуда дальше, в Ташкент, где и спасли его ногу. Афганская война для него закончилась. «Нечего нам там было делать», — сказал он сегодня о своих тогдашних чувствах. «Было ясно, что мы не сможем построить социализм в феодальной стране». В среду Ковалев, председатель «Комитета по делам Воинов-Интернационалистов», праздновал 28 годовщину вывода советских войск из Афганистана.
Афганская война остается травмой, которая не позабыта и в сегодняшней России. Она затронула целое поколение молодых мужчин в Советском Союзе. После этого опыта страх долгой, изнурительной войны заграницей остался очень ощутимым. Однако несмотря на это ветераны, такие как Ковалев, уверены, что Россия не имеет права забывать свои интересы в Афганистане. «Ельцин не подумал хорошенько, когда он прекратил поставки горючего и снаряжения Мохаммаду Наджибулле (Mohammed Nadschibullah), последнему коммунистическому президенту Афганистана, — уверен он. — Если бы мы и дальше продолжали их снабжать, то сейчас в Афганистане был бы более дружелюбный режим».
Россия очень внимательно следит за ситуацией в Афганистане. С одной стороны, велика озабоченность по поводу того, что террористическая организация «Исламское государство» (организация, запрещенная в РФ, — прим. перев.) усилит там свои позиции и будет угрожать Таджикистану и Узбекистану. С другой стороны, Москва хотела бы вновь усилить свое политическое влияние в Афганистане и выступать как мировая держава, в то время как США отступают из мировой политики. «Россия готовится к тому, чтобы начать новую самостоятельную игру в Афганистане, цели которой частично сравнимы с теми, которые были выполнены военным участием в Сирии», — написал в этой связи эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов.
Чтобы расширить свое влияние в Афганистане, Россия ведет переговоры даже со своими бывшими врагами — «Талибаном» (организация, запрещенная в РФ, — прим. перев.). В декабре прошлого года российский уполномоченный по Афганистану Замир Кабулов заявил, что интересы России и движения «Талибан» «объктивно совпадают», когда речь идет о борьбе против ИГИЛ. По его словам. «Талибан» — это «национальное освободительное движение», для которого американцы являются «оккупантами». У России есть собственные каналы для переговоров с движением «Талибан», сказал он.
В США и в Кабуле отреагировали на это озабоченно. В годовщину вывода советских войск Абдул Рауф Абрахими (Abdul Rauf Abrahimi), спикер нижней палаты афганского парламента, предостерег Россию от «повторения истории с поддержкой „Талибана“». Другой парламентарий, Абдул Вадуд Пайман (Abdul Wadud Payman) упрекнул Россию в том, что она через Таджикистан снабжает «Талибан» оружием. «Россия поддерживает движение „Талибан“ и пытается его узаконить», — сказал генерал США Джон Николсон (John Nicholson) неделю назад. Также и сенатор США Джон Маккейн (John McCain) высказывался на эту тему. По его данным, оружие движению «Талибан» поставляет союзник России по Сирии Иран.
На это из Москвы ответили, что контакты с движением «Талибан» нужны только для того, чтобы привести их за стол переговоров. Когда российский министр иностранных дел Сергей Лавров в начале февраля принимал в Москве своего афганского коллегу, он сказал после этой встречи, что «совместная позиция» заключается в том, «чтобы вовлечь движение „Талибан“ в конструктивный диалог». Россия пробует себя в роли посредника. В среду в российском МИДе встретились представители Афганистана, Пакистана, Индии, Китая и Ирана, чтобы говорить о положении в Афганистане. На аналогичную встречу в Москве в декабре прошлого года афганские представители не были приглашены, что вызвало недовольство в Кабуле. Сейчас Москва лучше лавирует между разными игроками.
Попытки узаконить «Талибан» в российском общественном мнении иногда приводят к курьезным ситуациям. Близкая к Кремлю бульварная газета «Комсомольская правда» опубликовала в начале недели интервью с «членом руководства движения „Талибан“ Сейедом Мохаммадом Акбар Агой». В действительности же Акбар Ага бывший член движения и больше не имеет с ними ничего общего. В интервью «руководитель движения „Талибан“» заявил: «Если Россия поможет нам деньгами или оружием, то это ухудшит ее отношения с афганским народом». Тем самым он поддерживает линию Москвы, которая официально отрицает, что поставляет движению «Талибан» оружие. «Талибан», якобы, хочет «дружбы с Россией», говорит Ага. И что Афганистан России ближе, чем США.
Омар Нессар (Omar Nessar), афганец, который руководит «Центром исследований современного Афганистана», часто встречался с настоящим Акбаром Агой. «У меня впечатление, что это интервью писали где-то в другом месте, он не может так разговаривать», — говорит он.