Нигерия несколько десятилетий назад считалась одной из самых богатых стран Западной Африки благодаря залежам нефти. Однако периодические военные перевороты привели к огромному расслоению общества на кучку сверх богатых и нищее население.
О том, как на самом деле живется в Нигерии, а также об особенностях африканского быта, порталу 34travel.me рассказала белоруска Саша Папченко.
Девушка, которая родом из Минска, по работе отправилась в портовый город Лагос. Она на себе прочувствовала все «радости» лагосской жизни.
Примечание: далее — рассказ от первого лица.
В первый раз я поехала в Африку пять лет назад, в Гамбию. Полетела из Лондона, там я проходила практику и жила какое-то время. В Лондоне много объявлений о турах в Африку, несложно приобрести билеты и спланировать отдых. Позже получилось побывать в Танзании и Кении. Захотелось вернуться снова.
После по каучсерфингу я нашла волонтерскую организацию в Гане. Местный парень уже много лет ищет спонсоров, принимает волонтеров, помогает найти школу или центр для работы с детьми. В моем случае это был дошкольный центр в самом бедном районе в Аккре — столице Ганы. Небольшой класс под навесом на улице, где сразу через «стенку» ходят люди и ездят машины. Там с детьми занималась учительница, пока родители работают. Учили арифметику, английский, рисовали. Несколько месяцев я каждый будний день ездила в этот центр, было необычно, но интересно.
Работа
В октябре 2015 года я увидела объявление, что ищут человека на работу в Нигерию, подалась, и меня взяли. Это была российско-украинская медиа-компания с новостными сайтами в развивающихся странах. Сейчас я работаю на нигерийскую компанию, которая разрабатывает софт для отелей. Занимаюсь развитием бизнеса и продажами.
Нигерия полностью подсажена на нефть, поэтому сейчас такой спад в экономике. Я приехала как раз, когда начался кризис. Мне говорили, что такого плохого года, как в 2016, уже тридцать лет не было. Кризис отражается на всем. Найра, местные деньги, постоянно падает. Если у тебя зарплата не в долларах или другой валюте, просто нет смысла работать.
Жилье
В Гане у меня не было проблем с поиском жилья. Дело в том, что в Лондоне много иммигрантов из бывших колоний, особенно из Западной Африки, там у меня появились африканские друзья. Поэтому я жила у знакомых, которые дали мне присмотреть за своей квартирой, пока сами находятся в Лондоне.
А вообще, в Африке все достаточно дорого. Сейчас самый дешевый отель в Нигерии обойдется 30 долларов в сутки. Может это и не такие большие деньги, но тогда в Гане я была почти три месяца, для меня это было бы невозможно.
Сейчас в Нигерии жилье мне предоставляет работодатель. Это просторная квартира в одном из лучших районов города с видом на лагуну с огромного балкона. Снимать жилье приезжему самостоятельно — достаточно дорого. Главная проблема в том, что обычно квартиросъемщик берет оплату на год вперед. За приличное жилье годовая аренда обычно начинается от $ 10000 + оплата коммунальных услуг, которая зависит от месторасположения квартиры и таких, казалось бы, мелочей, как вид используемой в доме электроэнергии (городская электропроводка или частный генератор), центральное водоснабжение или привоз воды к вашему дому в специальных цистернах. Конечно, есть жилье подешевле, но расположено оно будет далеко от бизнес-центра города, неудобно добираться, и есть риск, что будешь часто оставаться без электричества и воды.
Быт
Мне повезло приехать сюда по работе, поэтому все хлопоты с бытовым устройством меня миновали. Открыть счет в банке иностранец может предоставив документ о своем трудоустройстве в местной компании, подключить телефон можно предоставив лишь паспорт в любом из офисов мобильных операторов, пополнить счет мобильного — купив скретч-карту, которые здесь продаются на каждом углу.
Однажды заболев здесь, я сразу вспомнила все преимущества нашей бесплатной медицины. Ведь даже в платных клиниках у нас общий анализ крови обойдется дешевле, чем 25 долларов. На случай серьезных недомоганий, требующих обследования, нужно еще дома позаботиться о медицинской страховке. А так, в клиниках здесь можно встретить не только русскоговорящих нигерийских специалистов, но и российских, украинских врачей, которые приехали сюда работать или остались по семейным обстоятельствам.
Акклиматизация для меня прошла почти незаметно. Только первый день был физически сложным, когда после многочасового перелета, приехав в отель, я быстро приняла душ и сразу отправилась на рабочую встречу в другом конце города.
Город
С детства мне представлялось, что Африка — это как сельская местность — деревни, небольшие города. На самом деле, города очень большие, наверное, за счет того, что в основном одноэтажные.
Лагос — огромный, самый густонаселенный город в Африке: около 20 миллионов людей, хотя официально считается, что 18 миллионов. Он состоит из разных районов, каждый со своим названием. Есть бизнес-часть с офисами, бизнес-центрами, многоэтажками, много достаточно дорогих ресторанов, клубы, музеи — это районы Victoria Island и Ikoyi. Самый престижный, где живут местные миллионеры и миллиардеры — Banana Island. Все остальное — такая типичная Африка с кучей маленьких магазинов, рынков, одноэтажных жилых домов, торговых центров, которые обычно в своем названии имеют слово «Plaza». Тут много машин, трафик, особенно в час пик, очень напряженный, можно простоять в пробке несколько часов, что заняло бы всего двадцать минут в нормальных условиях.
После нашей «кристально чистой» Беларуси очень тяжело привыкнуть к мусору, который валяется на обочинах. Хотя главные улицы чистят, также нигерийцы хорошо следят за своими домами, каждый день выметают полы, но на улице никто не следит за порядком, нету урн для мусора.
Уровень жизни
Первое время удивляло наличие крутых ресторанов, крутых гаджетов. Даже в Швейцарии я не видела столько дорогих машин, как тут. При этом, как в любой развивающейся стране, разница между самыми богатыми и самыми бедными огромная. Читала статистику, что средний класс в Нигерии составляет 3%. То есть большинство населения — это просто беднота. У тех, кто живет в Лагосе и в Абудже (это столица) — еще нормальный уровень жизни, но в эти же города стремится много людей из деревни, которые, обычно не найдя работы в большом городе, так и остаются на улице.
Высокие цены на еду в супермаркетах. Если покупать еду на местном рынке, получается дешевле. Общественный транспорт более-менее доступен для местных, но в машинах большинство вряд ли когда-либо ездило.
Чего я точно не ожидала, это увидеть здесь так много арабов, особенно ливанцев. Тут уже целые династии, многие — третье-четвертое поколение семьи в Нигерии. Какое-то время назад сюда приезжали их отцы, деды, занимались торговлей, и остались. Многие из них уже считают себя нигерийцами. То же самое с индусами. Особенно много индусов в Восточной Африке, все-таки Индийский океан давно стал торговым путем между двумя континентами.
Удивил уровень «лакшери лайф», который для меня, обычной белорусской девушки, был недоступен. Здесь он тоже недоступен для обычных нигерийцев, но для экспатов открыты многие двери. В этой международной тусовке можно много кого встретить. Тут я познакомилась с сыном самого богатого человека в Нигерии, ливанцем. Вряд ли я бы где-то еще смогла пересечься с настоящими олигархами.
Безопасность
Когда я была в той же Гане, Кении, Танзании, сама ходила по улицам. Старалась, конечно, когда темно, много не ходить, но и такое бывало. Один раз мне порезали сумку на рынке, но не успели ничего вытащить. В Нигерии же сами нигерийцы не советуют ходить одной по улице даже днем. Даже на небольшое расстояние ты скорее возьмешь такси. Uber — мое спасение тут — не нужно торговаться как обычно, ведь я белая, и все цены сразу вырастают.
Многие здесь боятся киднеппинга. Все меня пугают, что у каждого второго богатого нигерийца или иностранца — кого-нибудь похищали. Хоть все в итоге разрешалось благополучно, платить приходилось большие деньги. Хотя так просто с улицы обычно не похищают, чаще узнают через кого-то ежедневный маршрут человека. На севере Нигерии «Боко харам» контролирует территорию в два миллиона человек: постоянно терроризируют местное население, женщин крадут и насилуют.
В Лагосе последний теракт был лет 10 назад. Более-менее спокойно, но все равно стараешься или с кем-то быть, или чтобы знакомые знали, куда ты поехала. Пешком много не походишь. Тротуаров почти нет, только проезжая часть, по сторонам сидят торговцы, ходят местные. Уровень вождения — сумасшедший. Я не представляю, как тут можно водить самой, никто не пропустит, все спешат и хотят быть первыми.
Общение
Во время волонтерства в Африке я была почти все время одна. В Гане это не проблема, там нет такого криминала как в Нигерии, поэтому белые по улицам ходят спокойно. Конечно, на белого человека, особенно белую женщину, все смотрят, хотят потрогать, пообщаться. Первые две недели это забавно, ты тоже со всеми здороваешься. Потом меня это злило. Это такой период, когда ты сама себя по-новому открываешь, понимаешь, переживаешь новые эмоции. Я спрашивала себя: «Ну чего ты злишься? Они же по-доброму, хотят подружиться».
Когда я была в Гане, то экспатов там не видела, из друзей и знакомых у меня были только ганийцы. Белые ездили на машинах, как я езжу теперь, а я перемещалась на общественном транспорте. Но сейчас с местными, кроме работы, очень мало общаюсь. Так получается, возможно, из-за разности культур, менталитетов. Моя лучшая подружка здесь — из Бельгии, но по происхождению из Конго. Вообще, в Лагосе можно встретить людей из абсолютно разных концов мира. Тут немало молодых, красивых русских, украинских женщин, знаю пару беларусок — в основном они замужем за ливанцами или нигерийцами.
Африканцы — люди добрые, много улыбаются, всегда поинтересуются как дела. Нигерийцы иногда наглеют. Вначале меня это смущало. Когда я в первый раз поехала в Беларусь, вернулась, ко мне несколько людей подошли и спросили: «А ты мне подарок привезла?» И даже когда уезжала: «Ты же мне что-то привези, про меня не забудь».
Досуг
Мой самый болезненный вопрос. Иногда дома занимаюсь йогой, плаваю в бассейне, хожу в торговый центр, читаю. Тут жизнь — это, в основном, работа. Очень мало культурных событий, хотя есть музеи, галереи современного искусства, кафе, рестораны. Раньше ходила в клубы, но это здесь больше как площадка для знакомств, пообщаться с кем-то новым. Тут есть кинотеатры, в которых ничего особо не показывают. Местная киноиндустрия называется Нолливуд и штампует фильмы о местной жизни, часто на племенных языках. Качественных интересных фильмов немного.
По выходным я стараюсь выбираться на пляж, правда, особо не поплаваешь, если ты не хороший пловец, потому что это океан, волны накрывают с головой. Есть бухты, где можно поплавать в свое удовольствие. Но недавно мне рассказали, что в одной из них нашли обезглавленное тело. Дело в том, что тут до сих пор практикуется черная магия, религия вуду. Возможно это было ритуальное убийство. Кроме того, в малолюдных местах на побережье можно встретить жителей близлежащих деревень, которые используют пляж как публичный туалет…
Здесь нет друзей, как дома, с которыми можно часами болтать. По улице тут просто не пройдешься — очень быстро садится солнце, в 7 утра светает, и в 7 вечера уже темно.
Несмотря на такую непохожесть привычной жизни дома, в Беларуси и здесь, в Африке, я счастлива быть в Нигерии, жить на берегу Гвинейского залива в тепле и солнце. Узнавать новую культуру, разных людей, другие традиции и быт. Ни разу не пожалела о своем решении переехать, ведь каждый день я открываю для себя что-то новое и никогда не перестаю удивляться всему разнообразию этого мира.