Порой переживания в тот момент, когда ваше желание сбывается, становятся ужасным опытом. В особенности если вы, употребляя футбольный термин Ивана Горника, пошли этим желаниям навстречу, потому что, как мы все знаем, «само ничто не происходит». В такой ситуации теперь оказались кремлевские стратеги, которым не нравилось, что президент Барак Обама, который в Праге подписал с Россией соглашение о ядерном разоружении, в итоге оказался сторонником санкций в ответ на аннексию Крыма.
Поэтому Москва не могла желать, чтобы на смену Обаме в Белом доме пришла Хиллари Клинтон. Разве мог Владимир Путин наблюдать за тем, как на американских выборах побеждает сторонница санкций? Разве мог бывший офицер КГБ, обученный предпринимать «активные меры» за рубежом, просто наблюдать за выборами в стране, которую он считает ключевой в международных отношениях? Информацию о том, что российская разведка распространяла документы, украденные из компьютеров избирательного штаба Демократической партии и разоблачающие Клинтон как недостаточно скрупулезного кандидата в президенты, еще должны подтвердить достоверные доказательства. Но все, что Клинтон усложняло жизнь, было Кремлю на руку.
Однако эта история (нет только достоверных доказательств) закончилась восьмого ноября прошлого года, когда Трамп стал победителем президентских выборов. Тогда же было положено начало другой истории, которая даст ответ на вопрос, насколько обоснованными были ставки российского руководства на Дональда Трампа. В ходе предвыборной кампании, как это обычно бывает, он наобещал всем и много. Из всего этого Владимира Путина больше всего интересует, к примеру, мнение Дональда Трампа как 45-го президента Соединенных Штатов о том, принадлежит ли Крым России и являются ли санкции, введенные за его аннексию, глупостью.
После заявления о том, что Крым нужно вернуть, в Москве, казалось, остолбенели. В первые минуты там утверждали, что мнение пресс-секретаря Белого дома нужно воспринимать в контексте того давления, которое оказывает Конгресс после вынужденной отставки советника по национальной безопасности Майка Флинна. Но эту оборонную линию прорвал сам Трамп, сделав запись в «Твиттере», которая абсолютно точно не имела ничего общего с кандидатом в президенты, заявлявшим, что жители Крыма предпочли Россию.
Кремлевское руководство, которому посоветовали не реагировать остро на выдворение более 30 российских дипломатических сотрудников, объявленных шпионами, и подождать нового, более дружелюбно настроенного президента, оказалось перед трудным выбором: либо продолжать выжидательную тактику в надежде на ожидаемую договоренность, в которой речь могла бы пойти не только об аннексии Крыма, либо ответить на резкие записи Трампа в «Твиттере» в том же духе. Пока в Москве продолжают осторожно выжидать, ограничиваясь, например, лаконичными заявлениями пресс-секретаря Министерства иностранных дел Марии Захаровой о том, что Россия «своих территорий не возвращает». Высказывание пресс-секретаря Захаровой прекрасно вписывается в исторический контекст. Когда в 1770 году русская царица Екатерина Вторая победой закончила первую войну за Крым, она утверждала, что ни в коем случае не собирается брать полуостров под контроль. Через 13 лет она заявила, что Крым нужно захватить, чтобы разрешить его острые внутренние проблемы. Эволюция мнений тогда и сейчас похожа — разница только в том, что царица Екатерина по понятным причинам не могла говорить, как впоследствии президент Путин, что Крым возвращается в родную гавань.
Как будут развиваться российско-американские отношения, уже в ближайшие дни подскажут первые официальные контакты на министерском уровне на немецкой земле. Если отношения начнут обостряться, как при Джордже Буше-младшем и при Бараке Обаме, Кремлю стоит задуматься над тем, что рекомендуют терапевты в семейных консультациях своим клиентам, которые не раз женились и разводились, а именно: проблема не только в партнере, но и в том, кто и как выстраивает партнерские отношения.
Как президент Владимир Путин поведет себя со своим новым американским коллегой, нам пока неизвестно. Чего не знают в Кремле, знают на московских улицах, где в среду члены радикального пропутинского Национально-освободительного движения (НОД) митинговали перед зданием государственного телеканала «Россия сегодня», известного западному миру как Russia Today, с транспарантами «Нет культу Трампа в наших СМИ».