Промерзшие за три года до самого дна отношения между Россией и Швецией могут начать оттаивать. Во вторник Маргот Валльстрём приезжает с визитом в Москву и встречается со своим русским коллегой Сергеем Лавровым. Она надеется, что удастся наладить уважительный диалог, о чем министр рассказала газете Dagens Nyheter.
Визит шведского министра иностранных дел в Москву — первый официальный контакт между Швецией и Россией на высоком уровне за много лет. С момента российского вторжения на Украину в 2014 году и аннексии Крыма отношения были ледяными.
Швеция не удовлетворилась обычным лояльным участием в штрафных санкциях ЕС против России, но была также в числе стран, которые свели все дипломатические отношения с путинским правительством к минимуму.
В течение трех лет после Крыма Москва и Стокгольм придерживались противоположных взглядов относительно того, на ком лежит вина за охлаждение. Посол России в Стокгольме Виктор Татаринцев несколько раз в интервью с DN заявлял, что российская сторона к этому непричастна, и что «они сделали все, чтобы начать диалог и контакты».
Маргот Валльстрём: Я не считаю, что это мы заморозили отношения с Россией, просто мы были очень лояльны к решению ЕС, которое в том числе включало рекомендацию избегать контактов на высоком уровне. И со временем мы оказались в числе последних стран, которые по-прежнему не поддерживают контакты на уровне министров иностранных дел. Я считаю очень важным иметь возможность беседовать прямо и доносить свои взгляды. Я надеюсь, что получится цивилизованный диалог.
Dagens Nyheter: Когда вы в последний раз встречались с Лавровым в Швейцарии в декабре 2014 года, говорят, он вел себя не слишком приятно.
— Это преувеличение, но мне показалось, что он был в дурном настроении после встреч со всеми министрами ЕС в тот же день ранее, все они говорили ему одно и то же про Крым.
— Чего вы хотите добиться в Москве?
— Наладить диалог и прямые контакты на основе уважения. В первую очередь мы хотим поддерживать конструктивное сотрудничество и не позволять ему ухудшаться. То, что делают в Совете безопасности, чрезвычайно важно, но вопросы вроде Сирии должны быть в центре внимания.
В Москве Валльстрём принимает ее российский коллега, который считает, что Швеция охвачена ужасом перед русскими, или, как это выразил Сергей Лавров в интервью DN в апреле 2016 года: «Если Маргот Валльстрём считает, что отношения — самые прохладные, так надо форточку закрывать, чтобы не дуло со стороны тех центров, где генерируется русофобия».
В качестве ответа на это Маргот Валльстрём везет с собой свежую внешнеполитическую декларацию, где среди прочего говорится о «масштабных усилиях» по отношению к России:
«Мы должны наладить политический диалог, действовать с расчетом на долгосрочную перспективу и призывать Россию к сотрудничеству вместо конфронтации. Все это мы должны сделать, не допуская отступлений от нашей принципиальной позиции. Швеция осуждает агрессию России против Украины и незаконную аннексию Крыма. Санкции будут действовать до тех пор, пока будет оставаться актуальной причина их введения».
Вместе с тем, как рассказывала DN вчера, социал-демократическая политика безопасности изменилась. После десятилетия разоружения пришло время вновь вооружиться.
«Цель состоит в том, чтобы повысить доверие к шведской обороне, и в этом смысле важно определить, какие угрозы направлены на Швецию», — говорит Маргот Вальстрём.
Мир сейчас в ненадежном положении, с тех пор как стоящий во главе США Трамп своей доброжелательностью по отношению к Путину и своим прохладным отношением к НАТО создал атмосферу неуверенности в американских гарантиях этого западного союза. Кое-кто опасается, что Россия после Грузии в 2008 году и Украины в 2014 пойдет дальше и станет угрожать странам Прибалтики. И Швеция тогда окажется втянутой в вооруженный конфликт.
«Легко запугать людей тем, что мы на пороге войны, но нужно уметь вовремя остановиться. Прямой военной угрозы Швеции нет. Но если в Прибалтике сложится угрожающая ситуация, нас это, конечно, затронет».
Валльстрём считает, что есть и еще более серьезные угрозы, например, кибервойна.
«Поэтому мы не должны говорить лишь о покупке дополнительного оружия, мы должны вооружаться и другими способами», — говорит Маргот Валльстрём и упоминает о разрастающихся сегодня «фабриках троллей».
— Вы считаете Россию угрозой безопасности Швеции?
— Нет, не считаю. Мы должны исходить из того, как они действуют. Поэтому мы и говорим о «масштабных усилиях», которые будут включать в себя и нашу работу в рамках ЕС с инструментом в виде санкций, и работу, направленную на то, чтобы сотрудничество, например, по Арктике — области, которая раньше всегда была наименее напряженной — таковым и оставалось. Я собираюсь задать вопрос о том, как Россия относится к ядерному вооружению в этом регионе.