«Посол вы или шпион?» — ревел министр обороны СССР Дмитрий Язов на встрече с послом Швеции Эрьяном Бернером (Örjan Berner) на рубеже 1990-х годов. Они должны были обсуждать военные вопросы. Язов не колебался ни минуты, когда, побагровев лицом, начал кричать на Бернера за то, что тот задал вопрос, не собирается ли Советский Союз уменьшить численность войск вблизи Швеции.
В своей книге «Правители в Кремле» Бернер описывает ту встречу как дуэль. С мрачным и торжественным видом господа идут навстречу друг другу из разных концов величественного зала. После нескольких вступительных вопросов Язов громогласно заявляет, что Бернеру пора перестать вынюхивать в областях, не имеющих никакого отношения к дипломатии. В ярости Язов читает Бернеру проповедь о том, какие вещи должны его интересовать.
Для российской дипломатии это обычное дело: агрессивно заткнуть рот оппоненту, не давая ему ни малейшей возможности вставить словечко. Маргот Валльстрём (Margot Wallström) познакомилась с этим методом, когда встречалась с Сергеем Лавровым в Базеле два года назад.
Финляндия — еще одна страна с большим опытом в качестве мишени подобной тактики. Один влиятельный финский дипломат сказал DN, что ему хорошо знакомо такое поведение, о каком писали после прошлой встречи Валльстрём и Лаврова.
«Идея очень проста. Сначала постоянно говорить, чтобы у собеседника не было ни единого шанса вставить словечко. Обвинять собеседника во всех грехах, причем делать это как можно более нагло и обезличенно, ничем не показывая своих истинных чувств. Тут есть одна уловка: прерывать монолог невинным вопросом. Сказать, например, „я не совсем понял" или что-то аналогичное — лишь бы остановить поток слов».
По словам этого финского дипломата, проработавшего в России десятки лет как до, так и после развала Советского Союза, на переговорах с россиянами полезно уметь пошутить.
«Агрессию, которую нередко демонстрируют российские дипломаты, не надо принимать на свой счет. Это всего лишь тактика, ее цель — заставить человека чувствовать себя неуверенно. Кроме того, русские хотят производить впечатление силы и принципиальности, это наследие советской эпохи. В таких ситуациях важно сохранять уверенность в себе, не давать сломить себя морально. Тут нужен определенный опыт. Шутка в ответ может сработать, особенно когда на встрече присутствуют переводчики, и каждый может говорить на родном языке».
По его словам, хорошим началом могла бы стать встреча один на один.
«Так можно избавиться от личных шероховатостей между Лавровым и Валльстрём в результате их прошлых публичных конфликтов».
В России Лаврова считают джентльменом до кончиков ногтей. Воздушный поцелуй, который он послал министру иностранных дел ЮАР Маите Нкоана-Машабане на саммите БРИКС в 2015 году, сразу стал в России настоящей сенсацией. Он лишь подкрепил представление русских о Лаврове как галантном и учтивом господине.
Однако Лавров демонстрировал и невежливое поведение, например, в 2016 году, когда он по непонятной причине назвал журналиста, снимавшего его на встрече в Гамбурге, «дебилом». То же слово он пробурчал во время совместной пресс-конференции с главой МИД Саудовской Аравии.
В ходе визита в Москву Маргот Валльстрём встретится и с рядом представителей неправительственных организаций, включая правозащитную организацию «Мемориал», центр защиты прав женщин «Анна» и вечного нобелевского номинанта Светлану Ганнушкину из «Гражданского содействия». Почти все организации, которые будут на встрече, классифицируются в России как «иностранные агенты».