Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявления вице-президента и министра обороны США в ходе Мюнхенской конференции по безопасности встревожили европейских партнеров США по НАТО. Американцы хотят, чтобы европейские члены НАТО повысили свои военные расходы. Находясь под куполом безопасности, который раньше обеспечивали США, европейские члены НАТО ограничивали военные траты и были сосредоточены на экономическом развитии.

Заявления вице-президента США Майка Пенса (Mike Pence) и министра обороны Джеймса Мэттиса (James Mattis) в ходе Мюнхенской конференции по безопасности встревожили европейских партнеров США по НАТО. Американцы хотят, чтобы европейские члены НАТО повысили свои военные расходы. В то время как США, которые меньше всего нуждаются в сохранении НАТО, тратят на военные нужды 3,3% ВВП, оборонные расходы всех остальных членов НАТО — ниже, и это беспокоит новую американскую администрацию. Такие члены НАТО, как Великобритания, Франция и Турция, выделяют на военные нужды около 2% ВВП, а такие страны, как Германия, Нидерланды и Испания, — примерно 1,2%.


Вашингтон, видимо, решительно настроен изменить эту ситуацию. Он настаивает на том, чтобы европейские члены НАТО повысили свои военные расходы, а также взяли на себя больше ответственности в решении международных проблем. Это, вне всякого сомнения, всерьез беспокоит европейских членов НАТО, прежде всего Германию.


Чем вызвано их беспокойство?


Находясь под куполом безопасности, который раньше обеспечивали США, европейские члены НАТО ограничивали военные расходы и были сосредоточены на экономическом развитии. Они предпочитали, чтобы в качестве лидера в решении международных проблем выступали США, и по мере возможности старались держаться на расстоянии. Частичным исключением здесь можно назвать Францию. Помимо периода президентства Саркози Франция, как правило, возражала против лидерства США в политической сфере и в области безопасности, и конкурировала с Вашингтоном. Тем не менее, попытка Парижа создать новую структуру безопасности под эгидой Европейского Союза (ЕС) в качестве альтернативы архитектуре безопасности под руководством США в Европе, особенно в период после холодной войны, не увенчалась успехом. В результате этой неудачи США остались важнейшим игроком в системе безопасности в Европе.


Но с избранием Дональда Трампа президентом США европейцы столкнулись с серьезной дилеммой.
Новое американское руководство — уровень доверия европейцев к которому еще не определен — давит на них в вопросе наращивания вооружений.


Они не знают, против кого будет направлено это оружие, поскольку все еще не имеют представления о том, какую политику Трамп будет преследовать по отношению к России, которую они в большинстве случаев рассматривают в качестве главной угрозы. Если Америка будет ориентирована на сотрудничество с Россией, то кто будет целью натовской кампании по вооружению?


Что они будут делать с отношением Трампа к НАТО, которую американский президент назвал «устаревшим» альянсом?


Если даже в ответ на все эти неопределенности по поводу Трампа и НАТО они попытаются снова искать пути разработки некой коллективной структуры обороны под эгидой ЕС, им будет непросто наладить подобное сотрудничество в сфере безопасности, когда раненый Брекситом ЕС находится в таком сложном положении. В условиях разговоров о том, что после Брексита другие члены ЕС тоже отделятся от союза, что Греция выйдет из еврозоны, а также беспокойного ожидания результатов противников ЕС на выборах во Франции и Германии, Брюсселю будет крайне непросто ответить на неопределенности внутри НАТО построением структуры безопасности под эгидой ЕС.


В этих условиях европейские страны, такие как Германия, неизбежно выполнят поступающие из США требования, повысив свои военные расходы и взяв на себя более активную роль в урегулировании международных кризисов. А то, насколько они при этом смогут доверять администрации Трампа, покажет время.


Часть членов НАТО, пребывающих в тревожном ожидании, — это страны Прибалтики и Восточной Европы, которые видят для себя прямую угрозу со стороны России. Эти страны, которые не чувствуют себя в безопасности после вмешательства России на Украине, в Грузии и Молдавии, не могут быть уверенными в политике администрации Трампа в отношении России.


А Турция — еще один член НАТО, который ждал, что альянс проявит солидарность в деле борьбы с международным терроризмом — в данный момент крайне разочарована альянсом.

 

Турция, которая нуждается в поддержке своих союзников по НАТО, находясь под натиском со стороны таких групп, как Рабочая партия Курдистана (РПК) / Партия «Демократический союз» (PYD), ИГ (запрещенная в России террористическая организация — прим.ред.) и террористическая организация FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), не только не получает этой поддержки, но еще и становится свидетелем того, как некоторые члены НАТО прямо или косвенно поддерживают эти движения.


Решающим фактором в формировании дальнейшей политики Турции в отношении НАТО станет вопрос о том, сохранит ли новая американская администрация, которая желает взаимодействовать с Анкарой в борьбе против ИГ, свою позицию в отношении FETÖ и РПК / PYD.