Для обеспечения независимости от поставок угля из ОРДЛО в ближайшие месяцы нужно реализовать ряд мер и проектов. Что это за меры? Блокада железнодорожных сообщений с ОРДЛО оголила среди прочих проблемы энергетики. О них говорили эксперты, но их плохо слышало руководство страны и отрасли, слабо понимала большая часть общества. Сейчас появился шанс начать решать эти проблемы и стать сильнее. Важно, чтобы начались диалог и поиск решения, а не дальнейшая эскалация ситуации.
Компромисс должен состоять из двух частей: компромисс по критичным энергетическим вопросам, на нахождение которого есть ограниченное время, и компромисс по статусу временно неконтролируемых территорий и экономическим связям с ними в будущем.
У сторон диалога должна быть одна общая цель, которая всех объединяет: энергетическая независимость страны, в том числе от той стороны, с которой де-факто идет война. Украина должна иметь право, но не обязанность, экономических связей с ОРДЛО. Можно ли быстро достичь этой независимости?
Не так быстро, как хотелось бы участникам блокады, но и не так долго, как это преподносят представители власти и некоторых участников рынка. Безусловно, вопрос экономических отношений с ОРДЛО должен быть очищен от коррупции.
Для обеспечения независимости от поставок угля из ОРДЛО в ближайшие месяцы нужно реализовать ряд мер и проектов.
Шаг 1. Подписание энергогенерирующими компаниями ТЭС контрактов по импорту угля марки А (антрацит).
Они должны быть подписаны на протяжении двух-трех недель, что позволит показать серьезность намерений участников рынка в части обеспечения диверсификации закупок угля. Может быть законтрактовано и поставлено на Украину 300-400 тысяч тонн антрацита на протяжении следующих двух месяцев.
Шаг 2. Скорейший перевод блоков №2 и №5 Змиевской ТЭС с использования угля марки А (антрацит) на марку Г (газовая группа).
Проведение за две-три недели оценки целесообразности переоборудования остальных блоков ТЭС, работающих на антраците, на сжигание угля марки Г. Кроме того, в мире есть успешная практика использования нефтяного кокса вместо антрацита, что может быть целесообразно и для Украины.
Шаг 3. Перевод части блоков Бурштынской ТЭС для обеспечения возможности работы не только на экспорт, но и на внутренний рынок.
Шаг 4. Диверсификация поставок антрацита.
Пока идут боевые действия, Украина должна обеспечивать минимум 50% поставок антрацита из альтернативных источников. Государство и участники рынка должны разработать прозрачную и коммерчески эффективную стратегию закупок угля на мировом рынке.
Имея такой запас, в случае перебоев с поставками, у генерирующих компаний будет возможность законтрактовать дополнительный импорт, который может быть доставлен на станции в течении двух месяцев даже из дальних стран.
Шаг 6. Пересмотр и модификация методики расчета оптовой цены электроэнергии, известной как «Роттердам+», в более эффективную и справедливую.
Это позволит бы ТЭС закупать необходимые объемы угля из разных источников с жестким контролем за целевым использованием средств.
Шаг 7. Проведение незамедлительной ротации всех членов НКРЭКУ и назначение на конкурсной основе нового авторитетного состава тарифного регулятора, который будет иметь кредит доверия в обществе.
Шаг8. Информационная открытость поставок угля из ОРДЛО.
Общество должно получать регулярную информацию об объемах и ценах угля, контрагентах, использовании средств шахтами. Украинские потребители электроэнергии должны быть уверенными, что их средства не финансируют боевиков.
Приняв и реализовав эти пункты, Украина начнет процесс диверсификации источников угля и построения энергетической независимости. Уже через шесть-девять месяцев страна может быть независимой от угля из ОРДЛО. Это усилит переговорную позицию Украины в экономических и политических вопросах.
Лучшая война — это война, выигранная с минимальными потерями. Поэтому даже если организовывать экономическую блокаду, то только тогда, когда страна к ней будет готова. Сейчас украинская энергетика не готова к прекращению поставок угля с оккупированных территорий.
Блокада может негативно повлиять на энергетическую отрасль Украины, поэтому после утверждения такого плана целесообразно смягчить блокаду и начать пропускать хотя бы минимальные партии вагонов с углем.
Естественно, предлагаемый план должен вызывать доверие у всех сторон.
Доверие к плану со стороны общества и организаторов блокады возрастет, если его сторонами станут не только правительство и активисты, но и энергетические компании, без которых его реализация невозможна, а также народные депутаты, учитывая необходимость законодательного урегулирования некоторых вопросов.
Такое решение на базе энергетической независимости — это то, что сделает страну сильнее и успешнее. Действовать нужно незамедлительно.
Андрей Герус, экс-член НКРЭКУ, член правления бизнес-совета проекта «Ціна держави», Андрей Фаворов, директор компании «Энергетические ресурсы Украины», Юрий Кубрушко, партнер компании Imepower, Сергей Зуев, экс-вице-президент американской энергетической компании AES (Казахстан), Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики.