Финансовые рынки направляют интересное послание по поводу президента Трампа и России. После избрания Трампа инвесторы, казалось, сделали ставку на то, что санкции в отношении Москвы вскоре будут ослаблены. Однако эта уверенность испарилась в конце января, и котировки российских акций резко пошли вниз.
Цифры говорят сами за себя: с 7-го ноября (за день до выборов) по 27-го января индекс ММВБ ведущих российских акций вырос на 26%. Индекс российских финансовых ценных бумаг увеличился на 19% за тот же период. Однако это движение наверх неожиданно прекратилось, и котировки стали падать — по состоянию на вторник индекс ММВБ сократился на 10,4% по сравнению с пиковыми значениями в январе, а финансовые показатели уменьшились на 6,5%.
Так что же произошло 27 января? После нескольких недель распространения негативных историй о возможных связях между членами избирательного штаба Трампа и Россией новый президент сказал на пресс-конференции, что еще «очень рано говорить» о снятии санкций. Что касается запланированного на следующий день телефонного разговора с российским президентом Владимиром Путиным, то Трамп осторожно заметил, что он посмотрит, «что будет происходить». И, по словам представителей обеих сторон, результатом этого разговора стали лишь расплывчатые обещания относительно сотрудничества в борьбе против терроризма.
Экономисты спорят о том, проводят ли рынки коррекцию ожиданий относительно политики, или они ближе к «случайному блужданию» (random walk). Однако в данном случае разворот выглядел, на самом деле, весьма рациональным. Инвесторы верили в то, что изменения возможны, но затем они решили, что, наверное, ничего не произойдет. Хорошей сводкой ожиданий рынка стала статья в издании Bloomberg News, опубликованная 20 декабря под заголовком «Трамп расплатится с Путиным за счет ослабления санкций» (Trump Seen Paying Off for Putin with Sanctions Relief Coming). В этой статье упоминается проведенный в том же месяце опрос экономистов, в ходе которого 55% респондентов сказали о том, что санкции, наложенные на Россию после вторжения России в Крым, будут отменены в ближайшие 12 месяцев. А всего за два месяца до этого, когда опросы предсказывали поражение Трампа, всего 10% опрошенных ожидали быстрого снятия санкций.
Веб-сайт телеканала Russia Today, который американская разведка считает органом пропаганды Кремля, опубликовал 21 декабря восторженную статью, в которой был упомянут проведенный компанией Bloomberg опрос, а также было высказано предположение о том, что «избрание Дональда Трампа, как ожидается, вызовет фундаментальные изменения во внешней политике Соединенных Штатов».
В числе наиболее активных членов группы поддержки действий Трампа, направленных на отмену санкций, были главы Сбербанка и ВТБ, двух крупнейших московских банков, часть активов которых принадлежит российскому правительству. Оба они являются мишенями для американских санкций, что ограничивает их возможность занимать деньги на Западе или переводить их туда.
«Я думаю, что г-н Трамп должен отменить санкции в отношении четырех ведущих российских банков, — сказал глава ВТБ Андрей Костин, слова которого приводятся в материале, опубликованном 19 января телеканалом RT. — Это было бы весьма полезным. (Санкции) не убили нас… но, конечно, в очень большой степени сделали наше будущее не таким светлым, как мы ожидали». Банк ВТБ упоминался в Панамском досье как предполагаемый инструмент Путина по отмыванию денег, однако подобные обвинения отвергаются самим банком.
«Трамп — это президент изменений, — сказал Герман Греф, глава Сбербанка, 28 декабря в интервью газете «Ведомости». «Я встречался с Трампом, и впечатления от общения очень позитивные, знаю некоторых членов его команды», — сказал Греф, который раньше был близким советником Путина (перевод этого интервью опубликован журналом Newsweek).
Греф, на самом деле, встречался с Трампом в ноябре 2013 года, когда этот магнат был в Москве во время проведения конкурса «Мисс Вселенная». Греф пригласил Трампа на двухчасовой обед в московский ресторан Nobu. «От этой встречи остались хорошие воспоминания. Он здравомыслящий человек.. и хорошо относится к России», — сказал Греф в интервью, опубликованном 21 декабря на сайте Bloomberg News.
У Трампа, судя по всему, остались такие же впечатления. Bloomberg приводит его комментарий по поводу этого обеда в Москве, который он сделал в беседе с корреспондентом журнала Real Estate Weekly после возвращения в Нью-Йорк. «Российский рынок проявляет ко мне интерес. Почти все олигархи присутствовали в зале».
Для российских банков, несомненно, было разочарованием наблюдать за тем, как Трамп отступает от своего обещания по поводу быстрого ослабления санкций.
Акции Сбербанка, которые выросли в цене на 35% в период с 4 ноября по 27 января, после этого упали на 3,4%. Котирующиеся в Британии акции банка ВТБ, подскочившие в цене на 20% в связи с энтузиазмом по поводу Трампа, потеряли 4,5% после январского пика.
Подобного рода финансовые интриги иллюстрируют одну малоизученную причину того, почему важными является следующие вопросы: Говорил ли бывший советник по национальной безопасности Майкл Флинн с российским послом Сергеем Кисляком о санкциях до инаугурации? Имел ли кто-либо из предвыборной команды Трампа контакт с российскими официальными лицами?
Это вопросы не просто интересуют журналистов или критиков Трампа в Конгрессе. Они оказывают воздействие на рынки. Наличие связей с Трампом воспринималось поначалу как удача для Москвы, однако теперь она уже не кажется столь значительной.