В прошлую субботу Aftenposten опубликовала статью на восьми страницах о проблемах в Швеции.
Полиция не осмеливается появляться в отдельных районах Стокгольма, Гётеборга и Мальмё, в стране резко возросло количество убийств, совершенных с помощью огнестрельного оружия и взрывчатых веществ.
В репортаже Aftenposten утверждалось, что число подобных убийств возросло с 13 в 2012 году до примерно 30 и в прошлом, и в позапрошлом годах.
Швеция больше не ведет статистику о связи между иммиграцией и ростом преступности — якобы, потому что криминологи еще с 1974 года знают, что в преступных кругах иммигранты представлены более чем обильно.
Было опубликовано несколько докладов, свидетельствующих о том, что шведское государство потеряло контроль над некоторыми городскими районами, и это весьма настораживает. Важнейшая роль государства — осуществлять контроль внутри какой-то географической территории и обеспечивать безопасность жителей.
Вечером в понедельник в Ринкебю (Rinkeby) вновь были волнения, полиция открыла огонь по бросающим камни молодым людям, поджигающим автомобили.
Когда Дональд Трамп впервые высказался о Швеции, впечатление было такое, будто он решил, что в стране накануне произошел теракт.
Постепенно выяснилось, что Трамп имел в виду телевизионную программу, в которой говорилось о том, какие проблемы у Швеции с иммигрантами.
Вы можете думать о Дональде Трампе все, что угодно, но он совершенно прав в том, что у Швеции большие проблемы со своими многочисленными жителями иностранного происхождения. И просто удивительно, что бывший премьер-министр Карл Бильдт ощущает потребность в том, чтобы назвать Дональда Трампа «наименее информированным человеком в мире».
В Мальмё, например, проживают представителей 174 наций, а безработица в городе почти вдвое больше, чем в Швеции в целом.
Это хорошо, когда СМИ ставят Трампу на вид, когда он ошибается, но в деле со Швецией реакция кажется почти истерической. Совершенно очевидно, что у Швеции большие проблемы с иммиграцией. Признание этого получает сейчас поддержку даже у шведской политической элиты. После чудовищной волны иммиграции в 2015 году нажали на тормоза, но это не мешает стране иметь большие проблемы.
Американская организация Edelman Trust измеряет доверие народа к государственным институтам и СМИ. В Швеции доверие людей как к государственным институтам, так и СМИ находится на очень низком уровне. У большинства населения велико недоверие.
Сначала слова Дональда Трампа восприняли так, как будто он говорил о теракте, происшедшем в Стокгольме накануне, но потом последовало уточнение, что он имел в виду рост преступности в Швеции.
Бывший премьер-министр Карл Бильдт поинтересовался, чем это обкурился Дональд Трамп, в социальных медиа появилась масса сообщений о том, что накануне в Швеции ничего не произошло.
Яростная реакция на высказывание Дональда Трампа дает основание думать, что он — несмотря ни на что — надавил на больную мозоль. Опасность в том, что реакция будет отбита, и что публика будет думать, что Дональд Трамп прав, а СМИ ошибаются.
Вполне возможно, что президент США в своем первом комментарии о Швеции был недостаточно осторожен.
Но по большому счету он совершенно прав.
Гуннар Ставрум (Gunnar Stavrum) — главный редактор газеты Nettavisen. Ранее работал в отделении телекомпании NRK в Южной Норвегии, газетах Fædrelandsvennen, Bergens Tidende, Kapital, Dagens Næringsliv и на телеканалеTV 2. Автор нескольких книг. Считает себя либералом, экологом и не зависящим ни от какой политической партии, хотя на двух последних выборах голосовал за партию Venstre («Левую»).