Когда-нибудь настанет день, и будет воздвигнут памятник в честь бразильской компании Odebrecht, потому что ни одно правительство, ни одна политическая партии не смогла сделать то, что сделала она. Благодаря Odebrecht Латинская Америке наконец-то узнала масштабы коррупции, которая разъедает латиноамериканские страны на пути их развития.
История, случившаяся вокруг Odebrecht, полностью соответствует жанру триллера. Президент Odebrecht Марселу Одебрехт (Marcelo Odebrecht) осужден на 19 с лишним лет тюремного заключения. Различные сроки заключения получили и его подельники. Многие из них пошли на сделку со следствием, чтобы скостить сроки заключения. Они такого нарассказали про взяточников — президентов и высших правительственных чиновников, что волосы дыбом встают.
Господин Марселу Одебрехт напоминает мне Жиль де Рэ (Gilles de Rais), храброго сподвижника Жанны д'Арк. Жиль де Рэ под пытками признался инквизиции Бретани, что он участвовал в акте сатанизма с итальянским комиком, а также в совершенных убийствах более 300 детей, так как от этого испытывал удовольствие.
Компания Odebrecht потратила около 800 миллионов долларов на подкуп глав государств, министров и высокопоставленных чиновников ради получения выгодных госконтрактов. Примечательно, что их стоимость была завышена, что давало возможность Odebrecht получать сверхприбыли. Это происходило на протяжении многих лет, и возможно, мы никогда бы не узнали о темных делишках Odebrecht, если бы не разразился скандал с государственной нефтяной компанией Petrobras.
Судья Сержио Моро (Sergio Moro) в ходе расследования коррупционных дел в Petrobras, вышел на Odebrecht. Этот судья раздул в стране настоящий пожар.
На сегодняшний день в получении взяток от Odebrecht обвиняют президентов Перу, Колумбии и Панамы. Но, похоже, что этот список будет продолжен. В самом затруднительном положении находится экс-президент Перу Алехандро Толедо, который получил взятку в размере 20 миллионов долларов. Столь внушительную сумму денег Odebrecht заплатила за право участия в строительстве двух участков автострады Interoceánica, которая проходит по территории Перу и Бразилии.
Бразильский судья вынес решение о заключении Толедо под стражу на время проведения расследования. Перуанские власти подали уведомление о его задержании в Интерпол. Президент Перу Кучински (Kuczynski) обратился к президенту США Трампу с просьбой вернуть его в страну. В настоящее время Толедо преподает в Стэндфордском университете. Израильское правительство выступило с заявлением, что не допустит Толедо на свою территорию, пока не прояснится вопрос о его статусе.
Экс-президент отказывается вернуться на родину, утверждая, что стал жертвой политического преследования. В это не верят даже его ближайшие соратники.
Я очень огорчен тем, что случилось с Толедо. Известный перуанский журналист Густаво Горрити (Gustavo Gorriti) в одной из своих замечательных статей написал, что Толедо 17 лет тому назад возглавил мобилизацию населения в Перу против диктатуры Фухимори (Fujimori) и сыграл решающую роль в отстранении его от власти. Не только я, но вся моя семья горячо тогда поддерживали Толедо.
Мой сын Гонсало потратил все свои сбережения на поддержку Толедо, в надежде, что страна обретет свободу. Другой мой сын Альваро бросил все свои дела, чтобы поддержать президентскую кампанию Толедо и стал одним из его ближайших соратников. Затем произошло нечто странное: он порвал с ним, причем стремительно и шумно.
Это произошло после того, как на одной из встреч Толедо с предпринимателями, израильский бизнесмен Йозеф Майман (Josef Maiman) выразил желание купить государственный нефтеперерабатывающий завод и телеканал. (Майман, согласно показаниям Марселу Одебрехта, был посредником и через него Толедо получил от 11 до 20 миллионов долларов). Когда я об этом узнал, то подумал, что надо держаться подальше от Альваро Толедо.
Как показало время, я был прав.
Я надеюсь, что Толедо вернется в Перу, или его вернут, и будет проведено тщательное расследование, в отличие от того, что происходило во времена Фухимори. В случае если его вина будет доказана, то он должен понести заслуженное наказание. Обидно, конечно, что миллионы перуанцев поверили ему и отдали свои голоса, надеясь, что в стране, наконец-то восторжествует демократия и будет покончено с узурпаторами и диктаторами. В последние дни я много размышлял о том, как это воспримут простые перуанцы, поверившие в свое время, что вот и они дождались хорошего правительства.
Пятилетний срок правления Толедо охарактеризовался соблюдением общественных свобод, начиная от свободы прессы и заканчивая открытостью экономической политики, стимулированием инвестиций, что позволило обеспечить устойчивый экономический рост в Перу. Но все это оказалось забыто, когда перуанская общественность узнала о дорогостоящих объектах недвижимости, которые были приобретены Толедо на деньги Йозефа Маймана.
Обвинения во взяточничестве коррумпированных министров в странах Латинской Америки негативно сказываются на пока еще слабых демократиях, которые приходят на смену авторитарным режимам (за исключением Венесуэлы и Кубы).
Ничто так не деморализует общество, как приход к власти руководителей, которые под лозунгом демократических свобод и подъема национальной экономики на деле оказываются коррупционерами и взяточниками.
На сегодняшний день коррупция представляет наибольшую угрозу демократическим свободам в Латинской Америке после многих лет правления военных диктатур и невоплощенной мечты революционеров о построении светлого будущего.
Это трагедия, когда большинство стран Латинской Америки, убежденных в правоте идеи либеральной демократии — единственной системы, способной обеспечить цивилизованное развитие общества — вдруг сталкиваются с тем, что эта идея оказывается посрамленной по вине коррумпированных правителей.
Коррупционный скандал Odebrecht, должен стать примером того, как демократия способна противостоять коррупции и защищать интересы простых граждан.