Внешняя политика России и Турции все более становятся схожими как по целям, так и по подходам, так как оба государства приближаются к одному статусу в международных отношениях — становятся региональными макродержавами.
Конечно, Россия продолжает отстаивать свои преимущества перед Турцией, и одной из важных причин того, что нынешние турецко-российские отношения не приобретают более тесный характер, является то, что Россия не принимает Турцию как державу, равную себе.
Действительно, Россия обладает существенными преимуществами в военной и экономических сферах, а также в части позиций в ряду первых государств мира. Но Турция обладает рычагами и позициями в самой России, в особенности, во многих регионах, тем, чем не обладает Россия в отношении Турции.
Одновременно, между Турцией и Россией все более возрастают противоречия по поводу региональных проблем, причем, уже не только в Черноморско-Кавказском и Центрально-Азиатском регионах, но на Ближнем Востоке и отчасти, на Балканах.
Характерно, что в рамках армяно-азербайджанских проблем политические линии России и Турции становятся зеркальным отображением, и все чаще не только в целом, но и по отдельным событиям и шагам.
Турция вовлечена в события на Ближнем Востоке, как по собственным инициативам, так и по внешним, и никак не может уделить должное внимание Кавказу, тем более, что ее ожидает здесь противление не только России, но и США.
Аналогичным образом Россия также не пытается иди напролом и форсировать свою экспансию в кавказском направлении. Тем не менее, Азербайджан, все более убедительно становится одним из важных резервов внешней политики Турции. Азербайджан более удобен в качестве резерва, чем в роли партнера, чьи актуальные проблемы приходилось решать в совершенно не выгодной ситуации.
Понимая, что если даже придется ограничить или свернуть амбициозные планы на Ближнем Востоке, Турция не сумеет в должной мере развернуть свою политику и существенно усилить позиции в Черном море и на Кавказе, Турция, тем не менее, пытается применить в этом регионе другие подходы и стилистику.
Турция пытается поддерживать в Южном Кавказе напряженность и даже ситуацию, граничащую с войной, а возможно, и создать в регионе ситуацию, которая потребовала бы прямого военного вмешательства НАТО, включая саму Турцию.
Сейчас сложно сказать, в какой мере эти цели Турции согласованы с США, но, скорее всего, американцы не хотели бы иметь Турцию в качестве партнера в таком регионе, как Южный Кавказ, и тем более, в военном аспекте.
Трудно предположить, чтобы Россия была заинтересована в возобновлении масштабных военных действий между Арменией и Азербайджаном и вмешательстве НАТО в события в этом регионе. Вместе с тем, достаточно высокая напряженность в Южном Кавказе весьма благоприятна для России, так как это «подтверждает легитимность» ее военного присутствия.
То есть, в части данной тактической политики Россия и Турция демонстрируют схожие интересы.
В отношении войны как таковой Турция давно предполагает усиление своей значимости и более важной роли, как государства, способного оказать влияние на начало, ход и прекращение войны, то есть, выполнение роли регионального дирижера.
Было бы упущением отрицать то, что Россия также хотела бы играть аналогичную роль, и это даже более чем закономерно, так как иная позиция означала бы уступки Турции.
Видимо, на этот раз, американцы предпочтут ту же тактику, но насколько она будет действенной? В любом случае, Россия, вооружившая Азербайджан до зубов, постарается продемонстрировать Турции и Западу, что она способна манипулировать армянскими войсками и остановить полное военное поражение Азербайджана.
Этим Россия попытается доказательно представить свои возможности контролировать ситуацию и, параллельно, договориться с Турцией, в очередной раз. Таким образом, от России в этой ситуации военных действий, как всегда, следует ожидать политики «ножа в спину».
Нужно сделать соответствующие выводы и воспользоваться теми преимуществами в будущей войне, какими Армения располагает уже сейчас и которые могут быть утрачены в результате позиции России на втором этапе войны.
Позицию Россию ожидает полный провал в связи с противоречиями во внешней политике США. Американская политика не может достаточно долго оставаться в стадии экспериментальной. Ни демократическая, ни республиканская стадия в Конгрессе не станут дожидаться полного падения авторитета США в мире. Первыми отвергнут данную политику нынешние ближайшие друзья Д.Трампа.
Вполне возможно, Трампа ожидает импичмент. Противников декларированной политики уже достаточно много, и в США образуется новая оппозиция, состоящая из числа двух политических партий. Причем Республиканская партия окажется более активной и станут основным противником политики Трампа.
Но даже в нынешней ситуации Россия не сможет наслаждаться такой политикой США. Именно американские экономические амбиции приведут к гашению каких-либо успехов России. Нужно понять, что «политическое и военное» руководство США заметно разделено, и Пентагон продолжает находиться в состоянии сильной враждебности к России, а также к странам, которые находятся в вассальной зависимости от нее.
Пентагон считает, что при Трампе США станут продолжать сильное давление на Россию и приведут ее к экономическому коллапсу в результате продолжения гонки вооружений. Набор членов администрации Трампа все еще не завершен и состоит из довольно противоречивых людей, которых объединяет все, что угодно, но не идеология.
Но ЦРУ и Пентагон остаются на традиционных позициях. Уже сейчас разрабатываются новые, а вернее, продолжаются стратегии Пентагона в отношении Черного моря и Южного Кавказа. США предстоит много проблем в этом направлении, но американцы уже приступили к абсорбции этого «внутреннего региона».
С этим регионом связаны политика Турции и Ирана, поэтому намечаются существенные политические торги с ними, возможно, в противовес России. Черноморско-Кавказский регион становится одним из ключевых в борьбе США и России. Причем к этим задачам будет подключена НАТО.