«Россия без Путина», выкрикивают они. «Мы не забудем, не простим». Имеется в виду убийство Бориса Немцова.
Он был застрелен 27 февраля на Большом Москворецком мосту в Москве. Согласно подсчетам, свыше 15 тысяч человек в воскресенье в центре российской столицы вспоминают этот день. Он остался в памяти всех тех, кто еще верил, что в России у оппозиции, хотя она и пострадала от заказных убийств и других репрессий, все же есть шанс.
Немцов был для них тем, кто еще давал надежду. «Умный», «очень одаренный», «бесстрашный», так описывают противника Путина многие участники марша. Немцов был активным политиком, руководил уличными протестами после фальсифицированных выборов в Думу, мобилизовал многих молодых активистов и сам находил компромисс с политическими противниками.
Почти никто не думал, что бывший вице-премьер, такой как Немцов, может быть убит. С 27 февраля 2015 года в России все кажется возможным.
Митя, которому 23 года, держит плакат с российским флагом, в котором проделаны дыры, они изображают выстрелы в Немцова. Он говорит: «Есть уверенность в том, что это убийство не будет забыто. Пришло так много людей».
Как и многие в это воскресенье, студент не верит в то, что за этим преступлением стоят только пятеро чеченцев, которые в настоящее время должны предстать перед московским военным судом. Слишком много вопросов еще остаются без ответа: что было мотивом мужчин, действительно ли только жажда наживы? И что знал Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики, который фактически командует там подразделениями, в том числе и батальоном подозреваемого стрелка, батальоном «Север»? В то, что станут известны настоящие заказчики убийства, не верит ни Митя, ни его друзья.
«Народу по большей части все безразлично!»
Илья Яшин, один из организаторов марша, пробегает вперед с мегафоном. «Если заказчиков не арестуют, то мы в России может ожидать дальнейших политических убийств».
Страх бродит повсюду. Друг Немцова и критик Путина Владимир Кара-Мурза, который тоже призывал к маршу, был, по предположениям, уже вторично отравлен. Он опять покинул Россию.
«Настроение очень печальное, народу по большому счету все безразлично», — говорит 37-летний Николай, который размахивает российским флагом. По его словам, похоже, что Россия привыкла к политическим убийствам.
Это мирный памятный марш по центру Москвы. Он омрачен только нападением на бывшего премьер-министра Михаила Касьянова. Неизвестный брызнул ему в лицо зеленой жидкостью. Потом многие участники идут со своими гвоздиками и хризантемами к Большому Москворецкому мосту, на котором Немцов погиб на виду у Кремля. Там памятный марш проводить не разрешили — и без этого власти делают все возможное, чтобы пресечь памятные мероприятия.
«Немцов был единственным кандидатом, который мог бы заменить Путина», — считает Валентин Никтиншенко. Ему 66 лет, на грудь он повесил плакат с фотографией моста, на котором погиб Немцов. На плакате написано: «Кремль боится его больше, чем нас, «живых».
Почему он слово живых поставил в кавычки? «Мы слишком пассивны». Если что-то и изменится, то только на улице, говорит Никтиншенко. Он специально приехал из Санкт-Петербурга.
Выборы президента без кандидата от оппозиции?
Для него этот марш является выражением протеста против президента Владимира Путина. Его имя Никтиншенко решил на своем плакате не писать — «не разрешается». По сообщением очевидцев полиция отбирала такие плакаты в это воскресенье.
Никтиншенко и многие демонстранты используют возможность выразить свое недовольство политикой Путина. Одни считают, что народ «притесняют», что госчиновники воруют. Другие требуют освобождения политических заключенных или клеймят войну на Украине и аннексию Крыма, критикуют коррупцию, чрезмерный патриотизм, плохую экономическую ситуацию и растущую стоимость жизни в России.
Путин, если ему позволит здоровье, в марте 2018 года будет вновь баллотироваться на президентских выборах. По сообщениям СМИ, это должна быть его последняя предвыборная борьба. Почти никто не верит в то, что оппозиционер Алексей Навальный, который со своей женой влился в ряды протестующих, будет допущен в выборам. Недавно он во второй раз был приговорен к условному сроку в одном сомнительном процессе.
Однако многие с облегчением реагируют на сообщение о том, что наконец-то в воскресенье был освобожден активист Ильдар Дадин, единственный, кого в России за мирные демонстрации и одиночные пикеты приговорили к тюремному сроку.
«Наше преимущество по сравнению с режимом — это честность», — написала на плакате Елена Ростова. Она говорит, что убийством Немцова хотели запугать народ.
А у нее нет страха? «Нет, у него не было страха», — говорит она и показывает на фотографию Немцова. Количество демонстрантов будет, к сожалению, уменьшаться, считает она. В первую годовщину по Москве прошли все же 24 тысячи человек. Но сама она будет приходить все время, говорит 65-летняя женщина. «Когда моя внучка вырастет и спросит, что я тогда делала, то я по крайней мере могу сказать, что я ходила на демонстрации».