В ноябре российский президент Владимир Путин заявил, что Россия должна ускорить освоение своих территорий в Арктике и на Дальнем Востоке, сделав акцент на необходимости взаимодействия между учеными, властью и бизнесом. При этом ранее он призывал не превращать Арктику в место для геополитических игр военных блоков и раздела сфер влияния. Подобные заявления звучали также из уст западных лидеров. Тем не менее именно Россия активнее других укрепляет свои силы в регионе: строит военные базы и расширяет Северный флот. Похоже, Арктика становится новой площадкой для гонки вооружений, огня которой могут поддать территориальные споры между рядом северных стран. Ситуацию вокруг региона принято характеризовать, как холодную войну
Арктическая шизофрения
В середине января стало известно о планах Минобороны РФ построить в 2017 году в российской арктической зоне более 100 объектов инфраструктуры. Объекты расположены на территории военных баз на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, острове Среднем, мысе Шмидта, островах Котельный и Врангеля. На данный момент на реконструкции находятся шесть советских военных и радиолокационных баз, и некоторые из них собираются открыть уже к концу 2017-го. Например, базу «Арктический трилистник» на острове Земля Александры, рассчитанную на 150 военных, где можно находиться автономно до полутора лет. На территории также могут базироваться военные самолеты — например, истребители МиГ-31 или бомбардировщики Су-34. На острове Котельный строят «Северный клевер», крупнейшую российскую базу в Арктике, где будут находиться ракеты ПВО и штат в 250 человек.
Ранее в январе в РФ отчитались о размещении на острове Врангеля нового российского радиолокационного комплекса «Сопка-2» для наблюдения за арктическим воздушным пространством, на Кольском полуострове планируют установить в этом году известные системы ПВО типа С-400, ранее размещенные в Сирии. В Арктику Россия отправляет не только установки класса «земля-воздух», но и противокорабельные ракеты, современную снегоходную и вездеходную технику. В прошлом месяце неподалеку от финских и норвежских границ прошли очередные учения сформированной в 2015 году арктической бригады с использованием собачьих и оленьих упряжек. И хотя некоторые западные таблоиды посмеялись над такими учениями, Россия таким образом напомнила, что оленей во время Второй мировой войны использовали советские военные: для транспортировки, эвакуации, забрасывания разведчиков. Российское Минобороны сознательно распространяет фотографии таких учений. Как пишет интернет-издание Quartz, так РФ показывает западным странам, что знает Арктику лучше.
Сейчас у России в регионе две специальные бригады, и Москва планирует сформировать третью, а также спецподразделения береговой обороны. В отличие от советских времен, Москва ставит в Арктике не на ядерные вооружения, а на мобильные вооруженные силы. Текущую арктическую стратегию подписали в 2008 году, и она будет действовать до 2020 года.
Все это не очень хорошо сочетается с заявлением Владимира Путина, который в прошлом году призывал не превращать Арктику в место для геополитических игр военных блоков и раздела сфер влияния. В конце марта в Архангельске пройдет двухдневный Международный арктический форум «Арктика — территория диалога», главная тема которого — «Человек в Арктике». Обсуждать будут различные вопросы от российских приоритетов до инвестиционной привлекательности и кадрового обеспечения региона. Этот форум должен стать уже четвертым, и посетить его планируют президенты Исландии и Финляндии Гвюдни Йоуханнессон и Саули Нийнисте, премьер-министр Швеции Стефан Левен и вице-премьер Китая Ван Ян. Присутствовать будет и Владимир Путин.
Единственный лидер гонки
Недавно агентство Reuters опубликовало материал, где утверждается, что с наращиванием Россией военного потенциала своего Северного флота немногие страны смогут с ней поспорить. Московский корреспондент Reuters Эндрю Осборн цитирует главреда российского журнала Moscow Defense Brief Михаила Барабанова: «Военная активность России в Арктике немного провокационна. Это может спровоцировать гонку вооружений». По его словам, модернизация войск и военной инфраструктуры идет «беспрецедентными темпами, невиданными даже в советские времена».
Сейчас у РФ 40 ледоколов (больше, чем у всех остальных стран вместе взятых), 6 из которых атомные. В это время строятся еще 11 ледоколов, три из них атомные, а в их числе — и самый большой в мире. Один из ледоколов предназначен для Северного флота. Ни одна другая страна не использует для расчистки морских путей для гражданских и военных судов атомные ледоколы. Единственный оставшийся у американцев большой ледокол — уже довольно старый, ведь «Полярной звезде» более 40 лет — сейчас стоит на капремонте на Гавайях. И в ближайшие лет 10 новые не построят, поскольку две американские судостроительные компании, которые могли это сделать, закрылись. Чтобы купить ледокол под заказ за границей, согласно американскому законодательству, необходимо специальное разрешений с объяснением первостепенной необходимости для национальных интересов США. Еще один факт: во всем регионе военные базы США есть лишь в Гренландии.
Именно через Арктику проходят кратчайшие траектории полета стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет из России в США и наоборот.
Привлекательность арктического региона повышается с глобальным потеплением. С 1970-х годов ледяного покрова там стало меньше на 40%. В будущем в регионе, вероятно, будет легче рыбачить, а за счет Северного морского пути маршрут из Европы в Азию сократится на треть. Если России удастся закрепиться в Арктике, это даст ей большие геополитические возможности и финансовые перспективы. Согласно оценкам геологической службы США, в арктическом регионе находится около 22% неразведанных запасов нефти и газа.
Два года назад Россия подала в ООН заявку на расширение ее континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова. Свои заявки подали Канада и Дания — они частично затрагивают зоны российского интереса. Ранее новыми морскими территориями обросла Норвегия, чью заявку в ООН удовлетворили. Заключение комиссии ООН не отдает воды тому или иному государству, а лишь является геологическим обоснованием в международный спорах. В этом одна из главных проблем, ведь сторонам придется договариваться. Решение по российскому обращению теоретически могут принять уже в 2017 году, но есть и вероятность, что процесс займет несколько лет. Дания же ожидает ответа на свою заявку не ранее 2022 или 2023 года, что дает Москве преимущество во времени. Обнародованный в декабре доклад разведки Дании свидетельствует, что в этой стране боятся, что Россия может посчитать рекомендации комиссии окончательными и прибегнуть к демонстрациям военной мощи.
В таком случае Россия может де-факто получить богатый углеводородами участок шельфа с запасами в около 4,9 млрд тонн топлива. Добыча со дна пока невозможна, но, согласно прогнозам, через 30-40 лет Северный Ледовитый океан, возможно, в течение пары месяцев в году будет свободен от льда.
Другие большие игроки в Арктике — это США, Канада, Норвегия и, с недавнего времени, Китай, претендующий прежде всего на транспортные дивиденды. Определенные интересы есть у Исландии и Дании, которой принадлежит Гренландия. Вместе с Швецией и Финляндией и без Китая эти восемь стран составляют Арктический совет — главную институцию в вопросах Арктики. Наращивание Россией мышц в Арктике не может не беспокоить эти страны. В январе три сотни американских морпехов высадились в Норвегии. Их развертывание продлится шесть месяцев. Это первый случай после завершения Второй мировой, когда в Норвегию пустили иностранных военных. Следит за ситуацией в регионе и НАТО. Последние военные учения прошли здесь в 2015 году, при участии шести стран-членов Альянса. Правда, если Россия разместила в Арктике свой сильнейший флот, сил Североатлантического альянса там практически нет.
В уже упомянутом отчете датской разведки действия России в Арктике названы оборонительными. В частности, указывается, что атомные подлодки российского Северного флота после таяния льда будут больше нуждаться «в защите от воздушного нападения». С другой стороны, датские аналитики признают, что «Россия будет по-прежнему сдвигать линию обороны как можно дальше на север» в дополнение к «более наступательной демонстрационной политике».
Европейские страны тем временем уделяют больше внимание проблемам экологии: именно вокруг этого вопроса построена арктическая стратегия ЕС. Понятно к тому же, что ни одна европейская страна, кроме Норвегии, не может всерьез соперничать в Арктике с Россией, Канадой или США.
Как написал в шведском издании Utrikesmagasinet эксперт Шведского института внешней политики Ингмар Ульдберг, Россия вряд ли представляет угрозу государствам региона, поскольку уже сейчас доминирует в Северном Ледовитом океане, и это общеизвестно. Но проблемой могут стать новые территориальные претензии.
Снежная слепота
На политическом уровне соперничество с Россией в Арктике обсуждают очень неохотно, предпочитая сосредоточиться на выгодах от сотрудничества и коммерческой деятельности в регионе. Станут ли включаться в гонку вооружений в Арктике Соединенные Штаты при Дональде Трампе — то еще вопрос. На слушаниях по случаю вступления в должность министра обороны США Джеймс Мэттис заявил, имея в виду Арктику, что «не в наших интересах оставлять какую бы то ни было часть мира». Сенатор от Аляски Дэн Салливан сообщил, что в отдельном письме Мэттис назвал действия РФ в Арктике «агрессивными шагами» и пообещал сделать выработку стратегии США в этом вопросе первоочередной задачей.
Если судить по публичным заявлениям Дональда Трампа, он вряд ли собирается соперничать с Россией в Арктике. С другой стороны, он прекрасно знал, кого назначает руководителем Пентагона. Вдобавок, судя по заявлениям президента США, в его планах увеличить мощность и численность американских вооруженных сил, в частности ВМС. Но касается это в первую очередь азиатско-тихоокеанского региона, а не Арктики. Понятно, что какие-то внятные очертания эти намерения получат не раньше формирования нового бюджета на 2018 год.
Периодически американские СМИ и политики, в основном Салливан, напоминают, что Россия укрепляется в Арктике. В частности, сенатор-республиканец сравнивает российскую политику там с китайской — в Южно-Китайском море. Стоит, правда, отметить, что Китай действует в нейтральных водах, которые объявил своими, а Россия (пока) — в пределах собственных границ. В январском материале Foreign Policy Робби Грэмер пишет, что пока Россия «усиливает свое военное присутствие в регионе», Арктика «все время проваливается в бюрократические дыры американской машины по разработке внешней и оборонной политики».
Хотя американцы мало нуждаются в Арктике с точки зрения наличия там углеводородов, регион, несомненно, важен в геополитическом плане.
Как пишет Террелл Старр, обозреватель ресурса на военную тематику Foxtrot Alpha, США, в отличие от России, не имеют внятных планов по освоению Арктики. США банально не хотят вкладываться в дорогие проекты в арктических условиях. Грубо говоря, Запад зевает, пока РФ осваивает арктический регион. России Арктика нужна в первую очередь по экономическим соображениям: для контроля над морским путем и добычи ресурсов. Разумеется, военный контингент нужен для обеспечения этих целей. Но есть проблема: у России нет технологий арктического бурения, и она не может их получить, пока не выйдет из-под санкций (хотя какие-то наработки для освоения Арктики Росатом пообещал представить на форуме в конце марта 2017 года). Тогда как американцы, наоборот, обладают технологиями, но не имеют ледоколов.
Даже некоторые российские экономисты говорят, что у России не хватит средств для освоение природных ресурсов региона. Особенно, если цены на нефть будут оставаться на достаточно низком уровне. Это, впрочем, не отменяет факта, что российский потенциал в Арктике никуда не денется. В своем материале Старр делает вывод, что Россия в любом случае будет и дальше контролировать морские пути и воды над богатым ископаемыми арктическим дном. Наличие военной инфраструктуры ставит РФ в еще более выгодное положение.
Так что если западные страны все-таки намерены догнать Россию в начинающейся гонке, придется сильно постараться.