Мы находимся в Москве по случаю панельной дискуссии, организованной Клубом авторов Sabah в значимой столице мира.
Москва — важный центр не только с точки зрения российско-турецких отношений, но и для нового мира, который вовлекается в хаос.
Помимо меня, в панельном обсуждении, проведенном в здании Союза журналистов Москвы под модераторством главного редактора газеты Daily Sabah Сердара Карагёза (Serdar Karagöz), приняли участие старший советник президента Турции Ильнур Чевик (İlnur Çevik) и обозреватели Sabah: Фахреттин Алтун (Fahrettin Altun) и Керем Алкин (Kerem Alkin).
В дискуссии на тему «Россия и Турция: от периода напряженности к углублению сотрудничества» были затронуты многие темы, от попытки госпереворота 15 июля 2016 года до курдского вопроса, от гражданской войны в Сирии до политического и экономического будущего нового мира. Я должен подчеркнуть, что по сравнению с другими странами интерес русских был гораздо глубже, искреннее и многозначительнее. Со стороны России были представители как СМИ, так и государственных и неправительственных организаций.
Если говорить о том, к чему именно был прикован интерес…
Создадут ли Турция и Россия евразийский союз, есть ли у Турции дорожная карта в курдском вопросе, будет ли по мере развития российско-турецких отношений расти терроризм, как идет борьба с ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) — эти вопросы вызвали наибольший интерес. Разумеется, мы отвечали на вопросы со своих точек зрения.
При этом ответы тоже находили позитивный отклик.
Но то, чего мы никак не ожидали и что всех нас крайне удивило, было положение террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen) в России.
Тема важная, и мы полагали, что влияние FETÖ в России меньше, чем в странах ЕС.
Но оказалось, что это совсем не так. К тому же вопрос последовал в духе восприятия, сформировавшегося в странах ЕС: какие преступления совершил Гюлен и есть ли доказательства попытки переворота 15 июля?
Сохранение такого восприятия, да еще и в России, несмотря на пули, выпущенные в людей в ночь на 16 июля, бомбежку здания парламента истребителями F-16, поимку гюленистов с поличным, не говоря уже об их прошлых деяниях, уму непостижимо. Причину этого мы узнали от директора Московского отделения Всероссийского азербайджанского конгресса и главы Фонда Развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиля Тагиева.
По его словам, школы FETÖ были закрыты только в Татарстане, а не во всей России. И представители FETÖ до сих пор имеют влияние в университетской среде России, а также НПО и СМИ.
О том, как это произошло, Тагиев поведал следующее:
«Гюленисты активно действуют здесь с 1998 года. Прибыли они сюда в 1993 году из Азербайджана и Стамбула. Первое, что они сделали, — проникли в азербайджанскую диаспору.
Они захватили диаспору изнутри. Поэтому у них есть много людей как в университетах, так и на других образовательных площадках. В те годы были закрыты школы в Татарстане. А здесь они запустили школы под другим названием. Они действуют от имени центров русско-азербайджанской солидарности.
Они просочились в партийные суборганизации.
У них до сих пор есть "Дома света" (заведения, в которых живут и учатся последователи "Джамаата Гюлена" — прим. пер.), я знаю, потому что я бывал в таком доме. Бизнесмены продолжают оказывать им финансовую поддержку.
Какой-либо эффективной борьбы со всем этим не ведется.
Конечно, в Азербайджане они сильнее».
Как видно, FETÖ есть не только в тех странах, которые находятся в зоне покрытия США, но даже в России, где были закрыты школы FETÖ, а президент этой страны Путин занял открытую позицию в данном вопросе. Борьбой с FETÖ не стоит пренебрегать.
Мы благодарим директора по корпоративным коммуникациям Sabah Феджир Альптекин (Fecir Alptekin), благодаря которой состоялось это мероприятие, а также Департамент прессы и информации за внесенный вклад.