Три года войны привели к расколу, бедности и унесли 10 тысяч человеческих жизней в Восточной Украине.
На линии фронта солдаты скучают по семьям и обычной жизни.
Командир бригады «Маэстро» снимает шапку и показывает, что у него на черепе восемь шрамов от ранений. Он показывает на открытую местность впереди и говорит: «Половина — наша, другая половина — их».
«Маэстро» настоятельно просит нас пригнуться.
«Здесь только сегодня ночью одного застрелили», — рассказывает он.
Соглашение о перемирии между пророссийскими мятежниками и украинской армией нарушается каждый божий день. Зимой этого года — после периода некоторой стабильности примерно с одним только убитым за день — кровопролитные бои вспыхнули с новой силой.
На следующий день после посещения линии фронта корреспондентами VG в этом районе были убиты четыре украинских солдата и один пророссийский сепаратист.
В непосредственной близости от врага
Батальон, в который приехали корреспонденты VG, размещается в 17 км от Дебальцево. Мы в восточной части Украины, рядом — граница с Россией. Тут у большинства населения родной язык русский, и себя они тоже считают русскими.
Ближайшие позиции мятежников, с которыми сражается батальон 54, всего лишь в километре отсюда. Были времена, когда пророссийские силы находились только в 100 метрах от украинских солдат, рассказывает нам командир в лагере.
Прямо за линией фронта, где воюют 372 солдата батальона, располагаются деревни. По дороге в лагерь мы видим спешащих по своим делам стариков. Они тянут за собой по плотному снегу деревянные санки — мимо заводских зданий, выбрасывающих белый дым в зимнее небо, и дальше — мимо начальной школы с красочными изображениями «Свинки Пепппы» вдоль въездных ворот.
«Враг стреляет из школ и детских садов», — говорят солдаты.
Но жители этих деревень, которых они пытаются защищать, гораздо больше симпатизируют пророссийским силам.
«90% жителей деревень не хотят, чтобы мы тут были. Они на стороне русских и не понимают, почему наша страна должна оставаться украинской», — говорит пресс-секретарь батальона корреспондентам VG.
10 тысяч убитых
По меньшей мере, 10 тысяч человек были убиты с начала вооруженного конфликта, который разгорелся в апреле 2014 года между Украиной и поддерживаемыми Россией группами. Примерно половина из погибших — мирные жители.
«Русские думали, что все пройдет быстро, как в Крыму, что стоит им прийти, как мы тут же сдадимся и отдадим им эту территорию. Но здесь маленькая страна поднялась против большой. А сейчас их ресурсы подходят к концу, да и людям все надоело», — говорит командир «Маэстро» корреспондентам VG.
Одетый в камуфляж командир идет, почти бежит, впереди, по белому снегу к тому, что является передовым краем правительственных сил. Местность открытая, в случае нападения укрыться практически негде. Поддерживаемые Россией сепаратисты и украинские правительственные войска в течение трех лет обстреливают друг друга ракетами и гранатами.
Конфликт на востоке Украины:
Вооруженный конфликт на Украине начался в середине апреля 2014 года, когда пророссийские сепаратисты подняли мятеж на востоке страны.
Около 10 тысяч человек, половина из которых — гражданское население, были убиты с тех пор. Примерно 1,3 миллиона жителей этого региона были вынуждены бежать. 3,1 миллиона жителей Восточной Украины нуждаются в гуманитарной помощи.
В сентябре 2014 года стороны — правительство в Киеве и пророссийские сепаратисты на востоке — заключили первое соглашение, которое должно было положить конец конфликту. Соглашение выполнено не было. Не выполнены были и последующие — «Минские» — договоренности.
Источник: NTB
Россия отрицает
Бои были тяжелыми для обеих сторон, украинские силы потерпели несколько серьезных поражений. В прошлом году Дебальцево захватили пророссийские силы, и это по-прежнему сказывается на ходе войны.
«Знаете, как бывает, когда у тебя кто-то девушку уводит? Ты же не можешь просто смотреть на это и ничего не делать?» — говорит член украинской Национальной гвардии корреспондентам VG.
Российское военное вмешательство на Украине привело к тому, что западные страны ввели санкции против России, а это вылилось в еще большее ухудшение отношений между Россией и Западом, они становятся просто ледяными.
Россия отрицает, что поддерживает сепаратистов, однако она признала, что в зону военных действий по собственной инициативе отправились «добровольцы» и солдаты, находящиеся в отпуске.
Солдатам надоела война
Недалеко от передового края нас приветствуют в бункере, выстроенном из мешков с песком, которые прикрыты землей, снегом и кусками войлока того же цвета, что и местность вокруг. Здесь, в этом влажном и тесном тепле спят солдаты. На нарах в два этажа.
Роман, которому 23 года, считает, что война продолжается уже слишком долго. Он мечтает поехать домой к жене, в родной город Запорожье. «Это в 321 км отсюда, я считаю каждый километр дороги домой», — признается он в разговоре с VG.
«Сейчас все только хотят домой, чтобы война закончилась поскорее. Чтобы просыпаться по утрам не потому, что взрывы, а потому что у тебя звонит будильник, и тебе надо на завод. Ты просыпаешься, вокруг тебя жена и дети, ты должен младших в школу отправить. Это я о будущем мечтаю», — тихо говорит 23-летний парень в душной спальне.
«Всё изменилось»
Конфликт на Украине превратился в один из самых кровопролитных в Европе после балканских войн в 1990-е годы.
В бункере Роман в отчаянии взъерошивает потные волосы. Когда он в 23 года женился, то представлял себе жизнь совсем не так.
«Так много изменилось за эти годы. Раньше мы жили все вместе, как друзья, жили в мире, не особо думали о том, что между нами и русскими общего, а что различного. Теперь все изменилось. Война вытащила из людей наружу все самое плохое».
Три раза в день Роман и другие получают еду у повара Андрея. Невысокий мужчина с золотыми зубами в свои 44 года выглядит лет примерно на 20 старше. Раньше он работал на украинский военно-морской флот в Севастополе в Крыму, но когда полуостров отошел к России, он это не поддержал, и ему пришлось уехать. Как и многие другие, разделившие его судьбу, он оказался здесь, на востоке Украины.
Кто виноват в войне?— спрашиваем мы.
Андрей режет тупым ножом лук и пожимает плечами:
«Это все политика. Политика и деньги. У нас на этот счет есть украинская поговорка: „Паны дерутся — у холопов чубы трещат“».