Исполнилось 40 дней, как президент США Дональд Трамп занял должность главы сильнейшего в мире государства. Однако до сих пор многим не понятно, какой будет внешняя политика США и, в частности, как новая администрация будет воплощать на практике избирательный лозунг Трампа «Сделаем Америку опять могучей».
Вполне возможно, что ясность в этот вопрос внесет вчерашнее выступление президента США перед обеими палатами Конгресса, который было запланировано на 9 вечера по вашингтонскому времени. Похоже, такое время Трамп выбрал не случайно, ведь это прайм-тайм на телевидении. Он, очевидно, хочет, чтобы его голос попал в главные вечерние теленовости, и, соответственно, в утренних газетах уже будет детальный анализ его выступления.
По традиции все новоизбранные президенты выступают с обращением, а не посланием к нации, которое произносит глава государства, по крайней мере, после года пребывания на этом посту. Интрига этого времени заключается в том, что в обеих палатах большинство имеют республиканцы и глава администрации тоже республиканец.
Бюджет, нелегальная иммиграция, будущее Obamacare, внешняя политика, как сообщают СМИ, будут главными темами выступления Трампа.
В понедельник на встрече с губернаторам Трамп уже заявил о намерении осуществить «историческое увеличение оборонных расходов» для восстановления военного могущества США. При этом он отметил, что это бюджет национальной безопасности и защиты американцев. Как сообщили в Белом доме, речь идет об увеличении бюджета Пентагона на 54 млрд долларов, то есть на 10%, при одновременном сокращении необоронных расходов, включая значительное сокращение внешней помощи.
«День» обратился к экспертам с просьбой рассказать, чего следует ждать Украине от обращения Трампа к обеим палатам Конгресса и какие выводы нужно сделать из намерения американского президента увеличить расходы на оборону.
«Нам следует понять, где у нас может быть прямой диалог»
Александр Цветков, американист, профессор, Дипломатическая академия МИД Украины:
— Трамп связывает себя с радикальными мерами, посредством которых он хочет противопоставить себя существующему истеблишменту. И это в определенной степени расходится с республиканцам, и поэтому возникает вопрос, каким будет сотрудничество между исполнительной и законодательными ветвями власти, какие достижения и прорывы могут быть достигнуты, есть ли общность мнений республиканцев и демократов по определенным вопросам.
С одной стороны, от Трампа ждут более целевых подходов к доктрине и каким образом она будет согласовываться с политической позицией Республиканской партии.
А с другой стороны, многих интересует вопрос, как будет реализовываться на практике лозунг Трампа «Америка превыше всего». Поэтому ожидается, что в ходе этого обращения к обеим палатам прозвучат четко артикулированные экономические цели администрации, ее главные приоритеты. Поскольку он постоянно обещал предоставить планы относительно нелегальной иммиграции, по социальной и экономикой сферам, то, возможно, в его выступлении будут оглашены какие-то основы этих планов.
Что касается обещания Трампа увеличить расходы на 54 миллиарда долларов на оборону. С одной стороны, это свидетельствует о намерениях укреплять безопасность страны, и это будет сигнал на международной арене. Очевидно, со стороны Белого дома следует ждать более жесткой речи, с кем будут расходиться интересы Америки.
А с другой стороны, эти 54 миллиарда долларов не сваливаются дополнительно, а извлекаются из социальной сферы. И это отвечает предвыборным обещаниям президента сократить программу Obamacare и оставить в основном две социальных основных государственных программы социальной помощи. И в этом, очевидно, будет заключаться расхождение администрации Трампа с Демократической партией.
Мы видим, что со стороны администрации Трампа резче стало отношение к российской стороне, из-за ее отхода от договоренностей о договоре по ракетам средней и малой дальности. Сейчас нет продвижения в переговорах по сокращению стратегических ракет. Поэтому лексика Трампа более острая, чем это было на предвыборных гонках.
Что касается выводов для Украины. У нас есть определенное время для приспособления стратегии отношений со США относительно урегулированию конфликта на нашей территории. Нам необходимо понять, где у нас может быть прямой диалог и как этому способствовать. Кроме того, у нас существуют резервы для переориентации своей экономической и торговой деятельности со США. Ведь мы стоим перед выбором, куда направлять нашу оборонную промышленность. Если мы не можем расширять свою торговлю на Востоке, то нам необходимы альтернативы, мы должны искать пути налаживания практического диалога с военно-техническими компаниями США. Это, конечно, может быть только на базе политических договоренностей. То есть мы стоим сейчас перед шагом стратегического характера — переориентацией всех составляющих нашего экономического развития.
А во внешней сфере в США происходит не столько переоценка многосторонних договоренностей, сколько переход на двусторонние. Поскольку политически мы зависим от США, то должны выстраивать свое развитие так, чтобы была большая площадка для сотрудничества с этой страной.
Судя по шагам администрации, которая занята в силовом секторе, сокращение военной помощи будет незначительным. Наоборот, США больше будут уделять внимания тренировкам и учениям. И если между странами будут более тесные политические отношения, то они будут теснее и в других сферах, в частности, военно-технического направления, подготовки личного состава вооруженных сил.
«Инвестиции в военное преимущество сегодня более выгодны, чем во что-либо другое»
Николай Капитоненко, Институт общественно-экономических исследований:
— Инициатива президента Трампа увеличить оборонный бюджет — довольно предсказуемый выбор в традиционной дилемме «разумной силы». Ставка на генералов, риторика о «позициях силы», способе восприятия угроз — все указывало на то, что новая администрация отдаст предпочтение «жесткой», а не «мягкой» силе. Этот выбор во многом оправдан. Мир находится в состоянии опасной дестабилизации, а спрос на силовые решения необычайно велик. Инвестиции в военное преимущество сегодня более выгодны, чем во что-либо другое. Поэтому решение увеличить американские расходы на оборону на 54 миллиарда долларов — а цифра эта превосходит общие военные расходы любой страны за пределами верхней пятерки — выглядит оправданным. С другой стороны, США уже давно находятся на недосягаемой вершине военного рейтинга. Их могущество настолько превосходит возможности всех остальных стран, что говорить всерьез об угрозах военного характера для национальной безопасности США невозможно. В то же время, заостряются угрозы иного плана: потери лидерства, размывания норм, ценностей и режимов, например, режима ядерного нераспространения. Очень сложно будет сдерживать процесс распространения ядерного оружия, увеличивая расходы оборонного бюджета. Остается надеяться, что ответы и на угрозы этого плана у американского президента есть. Для нас это особенно важно.
Американцы будут говорить с позиции силы для решения собственных глобальных заданий. Мы ничего не выигрываем от увеличения их оборонного бюджета и ближе к поставкам оружия в Украину не станем.