Замена в Совете по национальной безопасности Майкла Флинна на Герберта Макмастера (оба являются генералами) идет Соединенным Штатам только на пользу.
Новый военный, вступающий в должность, считается одним из ведущих американских стратегов с опытом боевых действий в Афганистане и Ираке. Что еще важнее, речь идет о человеке, известном своей прямотой и готовностью в случае надобности дать отпор собственному боссу.
Эти качества особенно приветствуются сейчас, когда у руля находится Дональд Трамп, который, мягко говоря, имеет довольно слабое представление о том, что такое международные отношения.
Покидающий свой пост генерал, который хотя и считался профессионалом, страдал своего рода навязчивой идеей в отношении исламского экстремизма, что было малопродуктивно. Он оказался отстранен от должности после того, как ФБР записало его телефонный разговор с российским послом, содержание которого советник сначала опровергал.
Хотя этот эпизод и послужил на благо новому правительству, он породил новые сомнения — в том числе среди самих республиканцев — относительно связей президента США с Россией Владимира Путина.
Налицо — тревожные признаки связей между Трампом и Путиным, которые, возможно, являются более тесными, чем мы думаем. Американский президент, который без зазрения совести критикует лидеров стран-союзников, таких как Мексика и Австралия, в то же время с непривычной деликатностью отзывается о России, которая противостоит интересам США в самых разных уголках мира.
Правда, можно сказать, что такая позиция республиканца обусловлена смесью истинного восхищения российским президентом и сходным образом мыслей — очевидной склонностью к авторитарному популизму, который Путин без всякого стеснения реализует на практике.
В идеологическом плане, как отметил обозреватель Folha Деметрио Маньоли (Demétrio Magnoli), оба борются против глобализации, предпринимая действия в духе националистической ностальгии.
Какими бы ни были причины их действий, факт заключается в том, что американские ценности несовместимы с автократическими методами российского президента. Новый альянс между Вашингтоном и Москвой не продвинется вперед без ущерба для таких принципов, как уважение к демократии и правам человека.
Макмастер во главе Совета по национальной безопасности повышает вероятность того, что кто-то скажет об этом Трампу. Правда, это едва ли возымеет какой-то эффект.