Администрация Трампа пока не укомплектовала свою внешнеполитическую команду, однако международные проблемы ждать не будут. Существует широко распространенное мнение о том, что Северная Корея — это одна из главных, а может, и самая серьезная проблема среди тех, с которыми столкнется новый президент.
Правительство Ким Чен Ына не даст Вашингтону расслабиться. Очередное испытание ракеты средней дальности было пусть и неприятным, но рутинным событием. А совершенно очевидное заказное убийство брата северокорейского лидера Ким Чен Нама в аэропорту Куала-Лумпура при помощи смертельного нервно-паралитического газа VX показало, что северокорейский режим готов демонстративно нарушать международные нормы и пренебрегать чувствами как друзей, так и врагов.
Предполагаемое убийство Кима свидетельствует не только о высокомерии, но и о страхе. Ким Чен Нам был далек от власти и весьма сдержанно критиковал династическую коммунистическую систему Севера. Но он жил в Макао под защитой Китая, и в случае падения нынешнего режима мог претендовать на номинальную власть как член семьи Кимов.
Тем не менее, Корейская Народно-Демократическая Республика не представляет прямой угрозы для Америки. Конечно, никто не хочет, чтобы КНДР стала обладательницей ядерного арсенала, который, как опасаются некоторые обозреватели, через несколько лет может вырасти до 50 или даже 100 боеголовок. Однако ни один из трех северокорейских Кимов, включая основателя государства Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира, не проявляли особого интереса к тому, чтобы их после смерти ублажали девственницы в раю. Они были безжалостными людьми, но не самоубийцами.
Таким образом на США они, по всей видимости, смотрели с сугубо практической точки зрения. Как и Ким Чен Ын, который в молодости ездил за командой «Чикаго Буллз» (наверное, именно этим объясняется его на первый взгляд необъяснимая привязанность к баскетболисту Деннису Родману), и до сих пор совершенно очевидно интересуется героями Диснея. Тем не менее, Вашингтон близко к сердцу принимает когда-то очень горячий конфликт между двумя Кореями, который позже перерос в холодную войну. Он считает его своим собственным.
США не только готовы поддержать Южную Корею в случае войны. Вашингтон неоднократно демонстрировал свою готовность к расправе над режимами, которые оказываются в списке неугодных дяде Сэму. Особенно показательным моментом стало свержение Муаммара Каддафи, который заключил сделку с Америкой и Европой об отказе от своей ракетно-ядерной программы. Когда Каддафи лишился средств сдерживания внешней интервенции, Запад в удобный для себя момент нанес по нему удар. У Пхеньяна есть и другие причины для создания ядерного оружия, скажем, чтобы вымогать для себя льготы и выгоды на международной арене, а также крепить верность режиму внутри страны; однако сдерживание Америки определенно стоит на первом месте.
Поэтому администрация Трампа должна задать себе вопрос: а надо ли нам оставаться в Северо-Восточной Азии? Если бы не альянс между США и Южной Кореей, и не обязательство Вашингтона воевать за Сеул, у Ким Чен Ына не было бы причин для нападения на Америку. Поскольку такое нападение приведет к уничтожению его страны и режима, Ким вряд ли захочет грозить адскими муками американским городам, и уж тем более осуществить свои угрозы.
Из-за холодной войны Корейский полуостров в 1950 году был важен для Америки. Более того, США сами создали предпосылки для войны. Таким образом, у Вашингтона не было выбора, и он был вынужден бороться с агрессией Севера. Вдобавок к этому в первые годы своего существования Республика Корея очень сильно зависела от американской военной поддержки. Для нее это был вопрос жизни и смерти. Но ситуация уже давно изменилась. Сегодня ВВП Южной Кореи примерно в 40 раз превышает северокорейский, а население там в два раза больше, чем на Севере. Армия Сеула хорошо подготовлена и вооружена самым современным оружием. Ни Россия, ни Китай не станут поддерживать Пхеньян в борьбе против Южной Кореи.
Действия Севера по созданию ядерного арсенала грозят нарушить баланс сил. Но даже если Вашингтон хочет сохранить свой так называемый ядерный зонтик, это не причина для размещения войск на Юге. Напротив, те 30 тысяч американских военнослужащих, которые находятся в Южной Корее, легко могут пасть жертвами северокорейского нападения. Они стали своего рода ядерными заложниками.
Поэтому администрация должна искать оптимальные способы для сдерживания обладающей ядерным оружием Северной Кореи. В Северо-Восточной Азии ядерное нераспространение чем-то смахивает на контроль над оружием в США: там вооружены только плохие парни. В данном случае это Россия, Китай и Северная Корея. Вместо того, чтобы рисковать Лос-Анджелесом ради защиты Сеула и Токио (а может, еще и Канберры с Тайбэем), США следует содействовать тому, чтобы Южная Корея (и другие страны) создали собственные силы и средства сдерживания. Такая тревожная перспектива может заставить Пекин принять более действенные меры против Северной Кореи и вынудить ее отказаться от своей ракетно-ядерной программы. Подобные изменения в американской политике вызовут неоднозначную реакцию, однако нынешние обязательства Вашингтона — это твердая гарантия вступления США в возможный ядерный конфликт.
В любом случае, лучше всего, чтобы Север не создавал свой ядерный арсенал со средствами доставки. Как же Вашингтон может предотвратить продвижение Пхеньяна в этом опасном направлении?
Военные действия — это безнадежное мероприятие. Президент Билл Клинтон думал об этом, но его разубедил южнокорейский президент Ким Ен Сам (Kim Young-sam), выступивший решительно против таких акций. Надежда на то, что Север удастся устрашить и удержать от ответных действий, это очень рискованное дело, ведь на карту будут поставлены жизни тысяч и даже миллионов южных корейцев. А если Америка окажется втянутой в полномасштабную войну, потери США тоже будут исчисляться тысячами.
По мнению многих политических руководителей, самое эффективное средство — это санкции. Но хотя Китай согласился на постепенное усиление экономических ограничений, он совершенно не хочет создавать опасность взрыва на своей границе. Вашингтон может принять меры против китайских банков и компаний, но это скорее всего только сблизит Пекин с Пхеньяном, а также приведет к ухудшению американо-китайских отношений в других областях.
Лучше разработать действенную дипломатическую стратегию и убедить КНР в необходимости оказать более существенное давление на Северную Корею. Президент Дональд Трамп считает, что Китай обладает контролем над КНДР, а госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что США должны «заставить» Пекин подчиниться американскому диктату. Но на самом деле, КНДР уже давно оказывает сопротивление китайскому давлению, а любые попытки Вашингтона диктовать свою волю Пекину почти наверняка дадут обратный результат.
Вместо этого Вашингтон должен признать китайские интересы, которые заключаются в том, что Пекину не нужно несостоятельное государство в состоянии хаоса на своей границе, как не нужна и объединенная Корея, где размещаются американские войска. Администрации Трампа надо попытаться заключить сделку (воспользуемся здесь лексиконом Трампа). В ответ на усиление китайского давления на КНДР Вашингтон должен согласиться с тем, что китайцы могут установить в Северной Корее сговорчивый режим, предложить помощь беженцам, пообещать вывести свои войска из объединенной Кореи и признать целесообразность нейтралитета воссоединенной страны.
И наконец, администрация должна ответить на вопрос: а почему бы не начать переговоры с Севером? Во время предвыборной кампании кандидат Трамп говорил даже о возможности встречи с Ким Чен Ыном. Без серьезного улучшения поведения Северной Кореи и двусторонних отношений это было бы преждевременно, однако такую возможность не следует сбрасывать со счетов.
Конечно, на Севере отвратительный режим, но он был не менее отвратительным и в Советском Союзе. Вашингтон поддерживает дружественные отношения с центральноазиатскими диктатурами, с Египтом и Саудовской Аравией. У США есть пусть напряженные, но вполне официальные отношения с Эритреей. Америка ведет переговоры с Ираном. И никто не говорит о разрыве отношений с Россией, несмотря на введенные санкции. Если отказаться от диалога, решать трудные вопросы без участия Москвы будет еще сложнее.
Отказ от контактов с Северной Кореей даст такой же эффект. Изоляция потерпела неудачу. Иран в ответ на отказ администрации Джорджа Буша от взаимодействия начал строить новые центрифуги, а Северная Корея создает все новые ядерные заряды и ракеты. Диалог с Севером не заставит его каким-то волшебным образом разоружиться, но отказ от контактов вообще ничего не даст.
Если пойти на контакт с Севером и начать поиск сфер согласия, не принуждая его отказываться от уже созданного оружия, это, по меньшей мере, поможет ослабить опасность, которую представляет северокорейский ядерный арсенал со средствами доставки. Более того, даже если дипломатические отношения между двумя странами будут действовать на низком уровне, это даст США возможность изнутри посмотреть на одно из самых закрытых в мире обществ.
И самое важное. Если подготовить привлекательную для Севера сделку, у него ослабнет ощущение того, что он сталкивается со смертельной угрозой. Это устранит как минимум одно оправдание для реализации северокорейской ядерной программы, а Китай уже не сможет жаловаться на то, что США со своей политикой усугубляют существующую проблему. Если же Пхеньян не откликнется на смягчение тона со стороны Вашингтона, у пекинских политиков будет меньше оснований для бездействия.
Простых ответов на создаваемые КНДР проблемы не существует. Однако американскую политику в отношении этой страны давно уже следует подвергнуть серьезному анализу и пересмотру. Америка не должна больше глубоко втягиваться в тревожные конфликты на северо-востоке Азии, так как это противоречит ее интересам. В любом случае, стоит подумать о новых подходах к решению старых проблем.
Как ни крути, очевидное решение Севера об убийстве брата Ким Чен Ына показывает, что Пхеньян пока не намерен смягчать свое поведение в угоду новой администрации. Если американская политика не изменится, не будет никаких оснований ждать перемен в поведении Северной Кореи. А если КНДР будет и дальше идти своим нынешним курсом, она вполне может стать ядерной державой среднего ранга наравне с Индией, Израилем и Пакистаном. С такой перспективой не захочет столкнуться ни одна администрация.
Дуг Бэндоу — старший научный сотрудник Института Катона (Cato Institute). Работал специальным помощником президента Рональда Рейгана. Автор книги «Мина-ловушка: Корея и внешняя политика США в изменившемся мире» (Tripwire: Korea and U.S. Foreign Policy in a Changed World) и соавтор книги «Корейская головоломка. Непростые отношения Америки с Северной и Южной Кореей» (The Korean Conundrum: America's Troubled Relations with North and South Korea).