Хорошо известный финнам председатель оргкомитета по проведению в России Года экологии Сергей Иванов согласен с тем, что в России существуют большие проблемы, особенно в вопросе утилизации мусора и отходов.
Сергей Иванов заблаговременно приходит в президентскую библиотеку Кремля, где будет проходить наше интервью. Он радостно говорит «Добрый день!» по-фински (Hyvää päivää!) и сообщает, что знает около тысячи финских слов.
«В основном это существительные, например, клубника (mansikka) и картошка (peruna)», — отмечает он.
Иванов — представитель кремлевской элиты. Он входит в ближайшее окружение Путина. Ранее он был министром обороны, вице-премьером и руководителем администрации президента. Он учил финский язык, когда работал в посольстве России в Хельсинки в 1980-х.
Сейчас Иванов занимает новую должность. Он — специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Кроме этого он возглавляет организационный комитет по проведению в России Года экологии в 2017 году.
Иванов признает, что Россия потерпела неудачу в некоторых сферах охраны окружающей среды.
«Самые серьезные проблемы связаны с переработкой отходов. В этом вопросе мы отстаем от других развитых стран», — говорит он.
Проблемы, связанные с переработкой мусора и отходов, в крупных городах выражены острее. Особенно тяжелая ситуация наблюдается в Москве и Московской области. Там миллионы жителей ежегодно производят десятки миллионов тонн бытовых отходов.
Свалки переполнены и не отвечают современным требованиям. Поэтому чиновники решили в этом году ликвидировать семь мест для свалки мусора. На их месте появятся четыре новых мусоросжигательных завода.
«На заводах будут сортировать, перерабатывать и сжигать отходы по четырехступенчатой системе», — с гордостью говорит Иванов.
Плохая осведомленность россиян о том, как они лично могут повлиять на состояние экологии, заметна и в проблеме переработки бытовых отходов. Системы сортировки мусора не существует. Иванов говорит, что в этой сфере должны произойти улучшения, и особенно хвалит организацию экологического просвещения в школах.
Иностранные агенты
Несмотря на то, что сейчас в России проводится Год экологии, некоторые природоохранные организации столкнулись с трудностями, поскольку оказались в списке иностранных агентов. Иванов это не подтверждает.
«Greenpeace не состоит в списке иностранных агентов, хотя и получает финансирование из-за границы», — говорит он.
Правда, Иванов считает, что многие организации, именующие себя природоохранными, занимаются бизнесом совсем в других сферах.
«Вопросы окружающей среды выдвигаются как повод, а на самом деле речь идет о политике или экономических интересах», — считает он.
Спецпредставитель Иванов говорит, что любит животных, но не одобряет стиль деятельности некоторых организаций, который считает противозаконным.
Речь идет, например, о вторжении на буровые платформы или корабли.
Кроме этого, Сергей Иванов не верит, что в крупных городах когда-нибудь получится решить все проблемы экологии. Он считает, что все свободны выбирать место для жизни.
«Хотите дышать абсолютно чистым воздухом или жить в большом городе?» — говорит он.
Тоскующим по хорошей экологии он советует переехать жить в Сибирь. Там, по его словам, можно найти бесконечные просторы, нетронутую природу, а также самую чистую и вкусную питьевую воду.
Гогланд станет заповедной зоной
У России все же есть повод для гордости в вопросах, касающихся экологии. В частности, когда речь заходит о заповедниках и национальных парках. У России, крупнейшей страны в мире, есть охраняемые природные территории, и их охрана проводится успешно.
По словам Сергея Иванова, финны тоже заинтересованы новостью о том, что внешние острова Финского залива — в том числе Гогланд, Большой Тютерс и Мощный — станут охраняемыми природными территориями. До Второй мировой войны эти острова входили в состав Финляндии.
Сергей Иванов дает понять, что в будущем это может привести к тому, что острова будут открыты и для финских посетителей.
Правда, планы по открытию Гогланда для туристов существуют уже больше 15 лет, и они так и не были осуществлены.
Промышленные отходы будут контролироваться налогами
В этом году Россия обращает особое внимание на реформы в сфере экологии.
На эти цели должно пойти 350 миллиардов рублей. Правда, государство предоставит меньше половины этой суммы: большая часть будет выплачена предпринимателями.
Предприятия не обязаны участвовать в экологической программе, но это все же стоит делать. Предприятия будут побуждать к экологическим преобразованиям при помощи введения новых налогов.
Компании, которые сделают необходимые преобразования, освободят от налогов. В противном случае придется платить.
Выплачиваемая сумма со временем будет увеличиваться.
«Если предприятие за пять лет не решит вопрос, то налог станет настолько большим, что сможет привести к его банкротству», — говорит Сергей Иванов.
Он говорит, что это довольно серьезные шаги.
«Я, конечно, не Greenpeace и не собираюсь радикальными мерами останавливать работу половины российских промышленных предприятий», — добавляет он.
Образ России в других странах
Главная тема интервью — вопросы экологии, но Иванов кратко прокомментировал и обстановку в мире.
Он не понимает, почему за границей боятся России. Особенно резко он прокомментировал беспокойство стран Балтии из-за возможных планов нападения России.
«Такое может говорить только или душевно больной, или тот, кто хочет вытянуть деньги из НАТО или ЕС», — отметил он.
Он придерживается той же риторики, которая используется руководством России уже многие годы. Согласно ей, падение уровня безопасности в регионе Балтийского моря вызвано НАТО, а не Россией.
«Кто к кому приближается с вооружением — НАТО к нам или мы к НАТО?» — спрашивает Иванов.
На слова о том, что вступление в НАТО было личным выбором стран Балтии, он молча бросает многозначительный взгляд.
Цели России на международной арене Иванов описывает как очень дружественные: «Мы хотим достичь равноправных, мирных, стабильных и предсказуемых отношений в первую очередь с Западом. С Востоком у нас никаких проблем нет».
Он называет Россию великой державой, хотя некоторые и считают иначе.
«Статус великой державы определяется в первую очередь тем, что у России есть ядерное оружие», — считает Иванов.
Кроме этого, статус великой державы России обеспечивают ее культура и экономика.