Президент Кубы Рауль Кастро пять лет назад заявил, что в 2018 году он уйдет с руководящих постов. Как ожидается, 85-летний Рауль оставит высший государственный пост в феврале 2018 года, а на смену ему, впервые за 60 лет, должно прийти новое поколение. Возникает вопрос: кто станет преемником политического наследия Фиделя, умершего в ноябре прошлого года, и которой, по мнению экспертов, ограничивал, проводимые Раулем Кастро реформы на Кубе?
Последний год правления Рауля Кастро может стать точкой отсчета начала переходного периода.
Если 2015 год был годом оттепели в отношениях с США, то 2016 год стал годом сопротивления реформам Рауля со стороны консервативной части старой партийной гвардии.
2017 год, после похорон Фиделя Кастро, можно определить как год неопределенности.
«Очевидно, что реформы топчутся на месте в течение последних двух лет. У Рауля Кастро есть в запасе всего один год, чтобы их продолжить и улучшить ситуацию в экономики страны», — говорит специалист по кубинским вопросам Флоридского международного университета Майкл Бустаманте (Michael J. Bustamante).
По его мнению, Куба в текущем году столкнется с двумя серьезными проблемами. С одной стороны, с приходом к власти Дональда Трампа увеличивается опасность отката назад в отношениях США и Кубы. С другой стороны Белый дом отменил правила, названные «политикой мокрых и сухих ног», позволяющие кубинцам, достигшим побережья США, обращаться с просьбой о предоставлении им вида на жительство в течение года, в то время как другие незаконные мигранты подлежат немедленной депортации. Это приведет к росту социальной напряженности среди той части кубинского населения, которая таким путем уезжала в Америку.
«Я думаю, что это будет ключевой год для Кубы», — заявил изданию Бустаманте.
Маловероятно, что кубинская экономика в 2017 году сделает рывок.
«Кубинское правительство ожидает, что экономический рост в этом году составит 2% за счет увеличения цены на венесуэльскую нефть. Я думаю, что это слишком оптимистически прогнозы. Нет никаких признаков, что Венесуэла сможет выйти из кризиса», — считает экономист Питтсбургского университета Кармело Меса-Лаго (Carmelo Mesa-Lago).
Согласно официальным данным 10% ВВП Кубы приходится на торговлю с Венесуэлой.
Основными источниками поступления валюты в страну являются денежные переводы от кубинцев, живущих за границей (2,5 миллиарда долларов в год) и международный туризм. В 2016 году был отмечен исторический рекорд. Кубу посетили четыре миллиона иностранных туристов, среди них 270 тысяч американских туристов, приехавших впервые на Кубу после того как Барак Обама снял запрет на поездки американских граждан на Остров свободы.
В прошлом году авиакомпании США начали осуществлять регулярные рейсы на Кубу. Однако период «оттепели» в отношениях с США может быть омрачен с приходом в Белый дом Дональда Трампа.
«Авиасообщение — наиболее уязвимая часть», — считает бывший кубинский дипломат Карлос Алсугарай (Carlos Alzugaray). — Пока в этом направлении ничего не сделано, а если это произойдет, то будут затронуты интересы крупных кампаний. Никто не знает, что может предпринять Трамп. Он непредсказуемый сумасшедший. Политическая элита на Кубе в страшном ожидениии», — считает Алсугарай.
Кубинское общество находится в ожидании. Иллюзии относительно сближения США и Кубы уходят на задний план, по мере ухудшения экономической ситуации. Особое беспокойство вызывает нехватка продуктов первой необходимости, низкая зарплата. Таксисты, занимающиеся частным извозом, угрожают забастовкой из-за ограничения цен на перевозки.
Но наиболее остро кубинцы воспринимают конец политики «мокрых и сухих ног». Возможность бегства с Кубы почти закрыта, и сейчас необходимо срочно предпринять меры по внутренней либерализации.
По мнению экономиста Омара Переса (Omar Everleny Pérez), необходимо провести децентрализация управления государственными компаниями, дать свободу предпринимательской деятельности, расширить список разрешенной деятельности для мелкого и среднего бизнеса. Нельзя ограничиваться свободой предпринимательской деятельности только в сфере транспорта и общественного питания. На Кубе есть тысячи архитекторов и адвокатов, которые также хотят заниматься частной практикой.
Для выхода Кубы из экономического застоя необходимо, чтобы темпы экономического роста составляли не менее 5% в год, считает Кармело. Вместе с тем он не верит, что Куба сможет обеспечить такие темпы экономического роста до 2020 года при сохранении «нынешних правил игры».
«Без создания рынка товаров и услуг, без разрешения кооперативам и частным предпринимателям заниматься экспортно-импортными операциями, без привлечения иностранных инвестиций — эта задача невыполнима», — заявил изданию Меса-Лаго.
Вместе с тем, по мнению экономиста, пока у власти Рауль Кастро никаких кардинальных изменений не произойдет.
В тоже время Карлос Алсугарай полагает, что это может случиться только после прихода к власти представителей молодого поколения. Нет сомнения в том, что Рауль Кастро сохранит за собой пост Первого секретаря коммунистической партии Кубы до 2021 года. Председателем Государственного совета Кубы станет 56-летний Мигель Диас-Канель (Miguel Díaz-Canel), в настоящее время занимающий пост зампредседателя Госсовета Кубы.
Ранее Рауль Кастро заявил, что избрание Диаса-Канеля необходимо для сохранения единства, преемственности и стабильности в государстве.
Диас-Канель имеет репутацию реформатора, в молодые годы был поклонником рок-музыки и ему присущи такие черты характера как скрытность и осторожность.
К числу новых молодых руководителей можно также отнести министра иностранных дел Бруно Родригеса (Bruno Rodríguez), экс-министра экономики Марино Мурильо (Marino Murillo) и руководителя отдела США в МИД Кубы Жозефину Видаль (Josefina Vidal).
Следует также отметить, что пока Рауль находиться у власти, не следует ожидать принятия закона о малом и среднем бизнесе, реформы избирательной системы, считает Карлос Алсугарай. По его мнению, маловероятно, что начнется постепенный процесс отмены хождения двойной валюты (песо и кубинское конвертируемое песо — CUC). Это создает трудности и неудобства как для туристов, так и для внешнеэкономической деятельности.
Переход социалистической экономики на рыночную неизбежен.
Ходят слухи, что сын Рауля 52-летний Алехандро Кастро (Alejandro Castro) также может войти в «верхушку» новой власти на Кубе. В настоящее время он является правой рукой отца и отвечал за секретные переговоры по размораживанию отношений с США. Кроме того полковник Алехандро Кастро курирует министерство внутренних дел Кубы и Революционные вооруженные силы.
Наиболее правдоподобным выглядит утверждение, что семейный клан Кастро, находящийся у власти более 60 лет никогда не допустит того, чтобы к власти пришли чужие люди.
Как верно подметили последователи афро-карибского культа сантерии, широко распространенного на Кубе, никакая шляпа не может затмить корону.