Прошел месяц с тех пор, как несколько сотен человек блокируют железнодорожное сообщение между сепаратистами на Донбассе и остальной Украиной, чтобы прервать экономические отношения Киева с ЛДНР.
В конце февраля власти ДНР и ЛНР выдвинули украинским властям ультиматум — снятие транспортной блокады до 1 марта или полная переориентация промышленности Донбасса на Россию.
В Донбассе крупные промышленные предприятия, продолжающие работать на подконтрольных сепаратистам территориях, формально зарегистрированы как юридические лица в других украинских городах.
По крайней мере, до 1 марта они платили налоги и сборы в украинский бюджет. По данным СБУ, в 2016 году эти предприятия перечислили в государственную казну почти 32 миллиарда гривен.
Глава ДНР Александр Захарченко заявил, что внешнее управление вводится на 40 предприятиях.
Конкретный список не обнародован, однако украинские эксперты допускают, что в него попадут объекты, принадлежащие, в частности, корпорациям Метинвест Рината Ахметова и Индустриальный союз Донбасса, которую связывают с экс-губернатором Донецкой области Сергеем Тарутой.
Введение внешнего управления, по словам представителей сепаратистов, означает не формальную смену собственников этих предприятий, а переориентацию на российский рынок.
При этом, западные страны ни разу не говорили об ультиматуме ЛДНР и новом обострении на Донбассе.
Корреспондент.net собрал первую реакцию сторон на экспроприацию активов на Донбассе.
Ахметов — налоги только Украине
У Рината Ахметова заявили, что намерены работать исключительно по законам Украины, отметив, что «никакое давление» не сможет вынудить изменить юрисдикцию активов.
Требование ЛДНР в группе «Систем Кэпитал Менеджмент» назвали неприемлемым. СКМ назвали себя «одним из немногочисленных звеньев», которые связывают неподконтрольные территории с остальной Украиной.
У Ахметова отметили, что в украинский госбюджет от СКМ поступило более 100 миллиардов гривен налогов с начала конфликта на Добассе, 10 процентов из которых выплатили предприятия, работающие на неподконтрольных Киеву территориях.
Киев — виновна Москва
Президент Петр Порошенко обвинил Россию в конфискации активов в ЛДНР и назвал это «еще одним свидетельством оккупации Россией части Востока Украины».
Он пообещал, что Украина потребует расширить санкции против причастных к конфискации.
Накануне замминистра по делам временно оккупированных территорий Украины Георгий Тука заявил, что руководители предприятий, на которых введут внешнее управление, могут понести уголовную ответственность за финансирование терроризма.
Он добавил, что обещания представителей сепаратистов переориентировать их на российский рынок являются блефом: «Российский рынок не пустой, и никто там не ждет эти полуфабрикаты».
В СБУ, ссылаясь на переговоры Захарченко и россиянина по прозвищу Серый, заявляет, что доходы экспроприированных предприятий будут идти в «кошелек» бывшего президент Виктора Януковича.
Блокировщики — ничего не изменилось
В свою очередь, участники блокады, похоже, не видят проблемы во введении внешнего управления на эти предприятия.
«Там нет предприятий украинской юрисдикции. Там есть предприятия, принадлежащие либо россиянам, либо скрытым ставленникам ФСБ. Они должны были быть закрыты еще в 2014 году», — заявил Би-би-си один из организаторов блокады Анатолий Виногродский.
Москва — виновен Киев
В России оправдали действия сепаратистов, сославшись на то, что блокада противоречит минским соглашениям, и у ЛДНР не было другого выхода.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на вопрос журналиста о будущем самопровозглашенных республик после «отжима» ответил, что некорректно использовать это слово.
«Мы являемся свидетелями того, что отторгнутые своим государством области попадают в еще более тяжелое положение, будучи поставленными в условия блокады со стороны экстремистов», — сказал Песков.
Он отметил, что действия Александра Захарченко и Игоря Плотницкого «в какой-то степени можно понять».
Пресс-секретарь Владимира Путина подчеркнул, что вопросы работы самих предприятий не имеет никакого отношения к России. «Россия имеет определенное влияние на представителей Донбасса, но ими не руководит».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров утверждает, что минские соглашение нарушает блокада, а не конфискация предприятий.
ЛДНР
Захарченко уверен, что Украина будет существовать «максимум 60 дней» и надеется на скорейшее обострение, чтобы «быстрее закончить».