Ближневосточная реальность последних лет, в дополнение к приходу к власти в Вашингтоне Дональда Трампа, предоставляет государству Израиль редкую возможность инициировать региональное урегулирование, которое приведет к усилению экономической мощи страны, улучшению ситуации в сфере безопасности и ряду других политических преимуществ.
В ситуации неизвестности, воцарившейся после избрания Трампа на пост президента США, важно найти дополнительные возможности для упрочения безопасности Израиля в долгосрочной перспективе. Две таких возможности можно выделить особо, хотя обе достаточно непросто реализовать: пересмотр отношений между США и Ираном и война с ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред.). Третья возможность касается декларируемого стремления Трапма урегулировать «все конфликты» и «достичь выгодной сделки».
Назначение зятя Трампа, Джареда Кушнера, посланником на Ближнем Востоке дает редкую возможность оставить в стороне классический американский подход к вопросу ближневосточного урегулирования — стремление заключить мирный договор путем двусторонних переговоров между Израилем и палестинцами — и перейти к региональной концепции урегулирования. Речь идет о пакетной сделке, затрагивающей три главных аспекта: государственно-политический, военный и экономический.
Единственными рамками, в которых можно воспользоваться открывшимися возможностями, являются рамки комплексного регионального урегулирования. Комбинированный процесс нескольких двусторонних переговоров и создание формальных и неформальных политических союзов. У этого процесса есть две цели: 1) изоляция Ирана (президент Трамп иначе видит ситуацию с этой страной, чем его прещшественник), война с террором и возобновленное сближения США с их естественными союзниками на Ближнем Востоке; 2) продвижение переговорного процесса, который базируется не только на уступках палестинцам, но и позволяет Израилю получить кое-что взамен (договоренности в сфере безопасности и экономики с Саудовской Аравией, Иорданией, Египтом и странами Персидского залива).
В рамках регионального урегулирования партнером Израиля по переговорному процессу является не только глава палестинской администрации Махмуд Аббас, но и президент Египта, саудовский монарх, король Иордании, руководители стран Залива — все это под патронажем Трапма и Путина. Создавшаяся динамика заставит палестинцев сделать выбор между террором, подстрекательством и присоединением к новому региональному порядку, который улучшит их жизнь и позволит им перестать быть заложниками ХАМАС.