Российское правительство делает активные попытки поднять статус русской литературы в школах. Власти обдумывают, не взяться ли за старые советские методы.
В советские времена школьные уроки литературы имели большое значение и были при этом пронизаны коммунистической идеологией.
Сегодня на литературу в школе отводится то же количество часов, но идеологии в ней больше нет, и статус снизился.
Однако интерес школьников к литературе сохраняется.
«У нас довольно много часов литературы, где мы занимаемся анализом книг. Там мы развиваем наш арсенал аналитических средств и вообще узнаем, почему литература так важна», — говорит Константин Владимирич, ученик 10 класса школы № 209 в Санкт-Петербурге.
«В реальной жизни часто возникают ситуации, напоминающие о событиях в книгах. И если вы знакомы с литературой, то эти знания могут помочь принимать правильные решения в обычной жизни», — считает школьница Катя Поликарпова.
Раньше все читали
В советскую эпоху власти четко определяли, какие книги всем следует прочитать за время учебы в школе. А на выпускных экзаменах все писали сочинение по литературе. Сегодня выбор темы свободный, и литературу предпочитает лишь один из восьми учеников.
Но, как и прежде, министерство образования публикует список книг для школьного чтения. В основном это русская классика XIX века.
Однако сейчас этот список — лишь рекомендация, и учителя могут сами выбирать, какие книги читать со своими учениками, а также добавлять то, чего нет в списке.
«Иногда можно добавить небольшое произведение, но никаких романов — у учеников просто-напросто нет времени читать дополнительные толстые тома, — объясняет учительница Татьяна Копулева. — Можно брать повести и новеллы, но это уже внеклассное чтение».
Снова принуждение
Министерство образования задумало ограничить эту школьную свободу выбора и вернуться к советской системе с обязательными списками литературы. Таким образом власти стремятся заставить молодое поколение больше читать. Но есть и иные мотивы.
Сегодня в России все большее значение приобретают религия и патриотизм, в том числе в школе. И министерство надеется, что правильный подбор художественной литературы поможет усилить любовь молодежи к родной стране, а также укоренит религиозные ценности.
«Мы постоянно говорим о нашем „золотом каноне", и, по-моему, отходя от него, мы обидели наше молодое поколение. Наше собственное советское поколение имело к нему доступ, и я считаю, нам надо исправить ошибку», — заявляет министр образования Ольга Васильева.
В свете этой новой политики учитель играет важнейшую роль в том, чтобы обеспечить нужное толкование классики. Власти ожидают возрождения патриотизма путем постановки правильных вопросов к материалу.