Российские военные самолеты снова видны в небе как в Прибалтике, так и у европейских берегов. Как бы то ни было, за ними по пятам следует «воздушная полиция» НАТО. Французские летчики рассказывают о напряженных, но пока не приводивших к инцидентам встречах.
На тренировках они отрабатывали каждый шаг тысячи раз. Только сейчас все по-настоящему. И когда раздается тревога, у них есть всего несколько минут, чтобы надеть комбинезон и запрыгнуть в самолеты. Сколько минут? Оба летчика вопросительно смотрят на лейтенанта, которую отправила пресс-служба вооруженных сил, но она лишь качает головой: эти сведения должны остаться конфиденциальными. В любом случае, по их словам, все происходит «очень быстро», в чем и заключается принцип «постоянного дежурства»: круглосуточная готовность к вылету для идентификации и в худшем случае нейтрализации угрозы в воздушном пространстве страны.
«Рыцарь и его оруженосцы»
Мы находимся на базе 116 в нескольких километрах от Люксей-ле-Бен в департаменте Верхняя Сона. Здесь работают более тысячи человек, которые обслуживают горстку пилотов. «Таков принцип ВВС: он — рыцарь, а мы — его оруженосцы», — улыбается старший сержант Анри. Они с товарищами служат в особом подразделении, группе «1/2 Аисты», которая занимается исключительно воздушным патрулированием. Их легко узнать по «рабочему инструменту», выкрашенному в серо-голубые тона Mirage 2000-5F с ракетами воздух-воздух.
Каким был их последний вылет? Перехват 9 февраля двух Ту-160, которые прилетели с севера, подняв на уши силы ПВО половины европейских стран, а затем совершили разворот у Бискайского залива и взяли курс на Россию. Этот сверхзвуковой стратегический бомбардировщик получил прозвище «Белый лебедь» и может нести до 40 тонн оружия, в том числе ядерного. Эта жемчужина российских ВВС в последнее время все чаще появляется у берегов западных стран.
23 вылета
То же самое касается и двух Ту-160, которые пролетели 9 февраля вдоль берегов Бретани, не нарушив установленную черту в 12 морских миль. К чему тогда эти срочные вылеты? Отключенный транспондер, отсутствие плана полета и наличие сомнений уже являются достаточными причинами, чтобы поднять тревогу. Mirage всегда летают парами, и сближение проходит по четко установленному протоколу: лидер подлетает ближе к цели, чтобы установить модель и регистрационный номер, а также сделать снимки, тогда как его напарник следит за обстановкой.
«Иногда мы машем друг другу рукой»
Лоису, одному из французских летчиков, пришлось запрыгивать в самолет в день прибытия эскадрильи в Шяуляй в начале сентября. Ему запомнилось это из-за сложностей с вылетом: сумерки на взлетной полосе и непроглядная ночь над Балтийским морем. «Пришлось включить прожектор, чтобы понять, с кем мы имеем дело», — вспоминает он. Тогда это был транспортный самолет Ан-26. Затем, через несколько недель все это стало «почти рутиной». «Мы делаем снимки, россияне тоже. Иногда мы машем друг другу рукой. Каждый делает свою работу», — говорит молодой капитан. «Самое важное — холодная голова», — добавляет другой пилот Николя. «В отличие от прибалтов у нас нет с ними никакого исторического пассива. Россияне нам не враги. Они здесь? Ну и что, мы тоже», — продолжает он.
Заполненный коридор
За четыре месяца в Литве Николя, Лоис, Анри и прочие видели немало самолетов с красной звездой в небе над Балтийским морем: военные транспортники, бомбардировщики и истребители, поодиночке или в группах. «Иногда они с оружием, иногда нет», — уточняет полковник Диаките. Все идут по одному воздушному коридору, который связывает север России с Калининградской областью: настоящая и сильно загруженная воздушная магистраль. Запад внимательно следит за ней, так как подозревает, что россияне могут доставлять в Калининград самое разное военное оборудование, в том числе на борту гражданских самолетов. Как бы то ни было, их появление не вызывает особой тревоги у французских летчиков. «Когда нам приходится делать вылет во Франции, причин для того может быть намного больше: терпящий аварию туристический лайнер, похищение самолета, беспилотник… В Прибалтике все ограничивается россиянами», — объясняет Николя.
В любом случае, легкой прогулкой миссию тоже не назвать, отмечает полковник Диаките: «Напряжение ощущается постоянно. Мы понимаем, что любой инцидент может повлечь тектонические последствия на международном уровне». Видимо, по этой самой причине Франция мало говорит об этих операциях и, в отличие от британцев, испанцев и бельгийцев публикует крайне мало фотографий «встреч» с россиянами в небе. По данным Министерства обороны Литвы, обеспечивающие безопасность Прибалтики самолеты НАТО совершили 110 экстренных вылетов за 2016 год.