Вашингтон, Москва — Избрание Дональда Трампа на должность президента было с восторгом встречено в России, но вызвало беспокойство в Европе в связи с его доброжелательными заявлениями в адрес российского президента Владимира Путина. Однако спустя шесть недель после начала президентства Трампа эмоциональная волна сменила свое направление.
В ходе своей кампании, а также в переходный период г-н Трамп заявлял о примирительной линии в отношении России, и критически отзывался об Организации Североатлантического договора, а также о других альянсах. После вступления в должность он отобрал группу главных советников, которые предлагают проводить жесткую линию в отношении Кремля, и вначале казалось, что их подход противоречит намерениям президента. Сам г-н Трамп теперь в более благоприятных терминах отзывается о НАТО, в том числе это было сделано в его обращении к Конгрессу на прошлой неделе.
Этот сдвиг происходит в тот период, когда администрация г-на Трампа подвергается резкой критике из-за споров по поводу тайных контактов между главными членами его команды и Россией. Публикация информации об этих контактах имеет политических подтекст с учетом того, что они были сделаны после заявлений американской разведки о вмешательстве России в президентские выборы в Соединенных Штатах 2016 года с целью оказания помощи кампании г-на Трампа.
Президентский срок г-на Трампа и его политика находятся на своем начальном этапе, и некоторым ведущим экспертам остается только высказывать предположения относительно его реальных намерений. Американские эксперты по России говорят о том, что президент, возможно, маневрирует перед переговорами с Кремлем, предметом которых будет примирение с Россией, а также общий подход к Европе и к Ближнему Востоку.
Тем временем переход администрации президента к неожиданно жесткой позиции в отношении России вызвал аплодисменты в Европе и тревогу в Москве.
Европейские дипломаты говорят о том, что Соединенные Штаты не собираются уступать Восточную Европу и Украину России за счет признания большей по размеру сферы влияния Москвы.
«Мы достигли значительного прогресса в разработке единой позиции, — сказал высокопоставленный европейский дипломат, проводивший консультации в Вашингтоне на прошлой неделе. — Ни у кого не сложилось впечатление, что Соединенные Штаты намерены заключить большую сделку с Россией».
И, наоборот, правительство г-на Путина уже расстается со своими надеждами на какое-либо сближение с Соединенными Штатами или на смягчение американской позиции.
«Пока нам сложно ориентироваться, — сказал на прошлой неделе официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, можно ли считать хорошим предзнаменованием для российско-американских отношений недавние назначения в политической команде г-на Трампа. — В настоящее время нет возможности предметно заниматься двусторонними отношениями».
Другие люди в Москве обеспокоены тем, что инициированные Конгрессом проверки контактом между российскими официальными лицами и помощниками Трампа до инаугурации создали истеричную атмосферу в Вашингтоне, которая делает невозможным сотрудничество между Соединенными Штатами и Россией«.
«Истерика в Соединенных Штатах загнала политиков в ловушку, — сказал прокремлевский законодатель Алексей Пушков в Twitter. — Я встречался с русскими? Конец карьеры. Я скрыл это? В тюрьму!»
Ключевые назначенцы г-на Трампа существенно расходятся в своих взглядах с теми положениями, которые выдвинул г-н Трамп во время своей избирательной кампании. Министр обороны Джим Мэттис в своей недавней речи в Европе сказал, что Соединенные Штаты не заинтересованы в каком-либо военном сотрудничестве с Россией и что Соединенные Штаты должны в любых переговорах действовать «с позиции силы».
Недавно г-н Трамп предложил должность старшего директора по делам Европы и России в Совете национальной безопасности по специалисту по России Фионе Хилл (Fiona Hill), которая обладает хорошей репутацией и часто выступает с критикой политики Кремля.
Сам г-н Трамп заявил о своей решительной поддержке НАТО, организации, которую он, будучи кандидатом в президенты прошлым летом, подвергал резкой критике. Так, в частности, Белый дом поддержал вступление Черногории в НАТО, а этот шаг Кремль постоянно называет экзистенциальной угрозой для своей безопасности.
Официальные лица Черногории обвиняют Кремль в попытке свержения своего правительства в октябре прошлого года, однако Россия отвергает подобные обвинения.
Заметный сдвиг в политике Вашингтона вызывает мрачные настроения в Кремле. На днях Мария Захарова, официальный представитель российского Министерства иностранных дел резко ответила на вопрос о том, означает ли назначение г-жи Хилл продолжение Вашингтоном жесткой линии. «Это не вопрос к Москве», — сказала она.
Г-н Пушков, прокремлевский законодатель, сказал, что дух американского сенатора Джозефа Маккарти, травившего Россию в 1950-е годы, просто носится в воздухе.
Г-н Трамп на большой пресс-конференции в феврале подверг критике то, как освещается вопрос об отношениях с Россией. «Ложные сообщения средств массовой информации, это вы их делаете, и эти ложные, ужасные, лживые сообщения значительно осложняют заключение сделки с Россией», — сказал он тогда.
По мнению специалистов по России в Соединенных Штатах, фундаментальная перезагрузка в отношениях с Москвой всегда является сложной, потому что г-н Путин, на самом деле, не хочет этого по внутренним соображениям.
Г-на Путину ожидают следующие президентские выборы в 2018 году. Москва уже давно говорит о том, что Соединенные Штаты пытаются сместить г-н Путина с помощью продемократических протестов, а Кремль традиционно увеличивает волну антиамериканизма внутри страны в предвыборный период, когда он пытается опровергнуть обвинения в подтасовке результатов голосования.
Тем не менее, некоторые эксперты в Вашингтоне скептически воспринимают вероятность того, что г-н Трамп в долгосрочной перспективе откажется от попыток сближения с г-ном Путиным.
«Я думаю, что сообщения о смерти намерений г-на Трампа по сближению с Москвой являются преждевременными, — сказал Эндрю Вайсс (Andrew Weiss), вице-президент по науке Фонда Карнеги за международный мир, либерального вашингтонского исследовательского института. — Это было идеей фикс в его внешнеполитических взглядах, несмотря на тот факт, что его кабинет и политический истеблишмент настроены против этого».
Пол Сондерс (Paul Saunders), исполнительный директор Центра национальных интересов, вашингтонской исследовательской организации, сказал, что критики г-на Трампа фундаментально ошибаются относительно его планов по улучшению отношений. Он также добавил, что отношения с Москвой могут быть напряженными в краткосрочной перспективе, в тот период, когда г-н Трамп будет укреплять слабые, по его мнению, позиции в переговорах с Кремлем.
«Когда он говорит, что хочет улучшить отношения, то для него очень важно делать это с позиции силы, — отметил Пол Сондерс. — И очевидно, что русским это не понравится».