Революция в России в октябре 1917 года (100 лет тому назад) под предводительством Ленина заложила фундамент первого в мире и в истории социалистического государства. Это государство зарождалось в противоборстве «не на жизнь, а на смерть» самых разных социальных слоев и групп и привнесло с собой целую социальную революцию. Уничтожение оков рабства и неволи, в которых пребывали женщины, было одним из величайших достижений этой социальной революции. Октябрьская революция очень быстро покончила с церковными нормами брака в России, которые веками являлись основой деспотизма мужа в семье и узаконивали его безграничную власть над женой и детьми.
Но в социалистических обществах XX столетия, впервые сформировавшихся в СССР и социалистическом Китае, женщины смогли избавиться от духовного и физического гнета. Они подвергались ему со стороны государства, патриархального общества, патриархально устроенной семьи, религии, да и просто со стороны наделенных по отношению к ним властью мужчин. И это стало колоссальным ударом по веками существовавшему внутри человеческих обществ неравенству.
Советский Союз (СССР)
Октябрьская революция 1917 года в России под предводительством Ленина победила, в результате чего впервые в истории было создано социалистическое государство. Хотя это государство создавалось в условиях суровой борьбы за свое существование, вместе с ней в стране происходила колоссальная социальная трансформация. И одним из величайших достижений этой социальной революции стало уничтожение оков рабства и неволи, в которых пребывали женщины. Октябрьская революция решительно покончила с церковными нормами брака в России, которые веками являлись основой деспотизма в семье мужа и узаконивали его безграничную власть над женой и детьми. Процедура развода была значительно упрощена. Был введен равный принцип оплаты за труд. Было организовано предоставление бесплатных услуг по акушерству и приему родов. В прессе и в школах стали оживленно обсуждаться вопросы, связанные с ролью мужчин и женщин в обществе, а также проблемы брака и семьи. В области литературы появилась также научная фантастика, которая стала воплощением новых социальных отношений.
В середине и второй половине 20-х годов ХХ века в государствах Центральной Азии, которые тогда входили в состав Советского Союза, началась массовая борьба против патриархальных традиций, которые также были частью исламских законов, связанных с шариатом. Женщины в этих районах страны были вынуждены считаться с тем, что все браки определялись заранее, и выдавались они замуж взамен выплачиваемого ее семье махра (или калыма — прим. пер.). Социалистическое государство поощряло и поддерживало тех мужчин и женщин, которые были вовлечены в борьбу за распространение грамотности и просвещения. Но в некоторых областях организаторы этой борьбы подвергались нападениям со стороны консервативных сил, действовавших от имени ислама. В 1927 году женские организации в этих странах, которые приобрели уже достаточную силу, инициировали широкомасштабную кампанию за снятие хиджаба. Хиджаб объявлялся ничем иным, как средством угнетения в отношении женщин, способом патриархального контроля над ними, а также элементом, скрывающим и искажающим человеческую идентичность и облик женщины.
Социалистический Китай
Для женщин Китая ослабление оков рабства и их освобождение началось за много лет до победы социалистической революции в этой стране в 1949 году. Оно шло в течение всей длительной «освободительной борьбы китайского народа», начавшейся в 1928 году под руководством Коммунистической партии Китая.
В ходе так называемой «аграрной революции», которая являлась частью революционной программы, земля перераспределялась между бедными и безземельными крестьянами, а также равным образом между мужчинами и женщинами. Революционная власть во всех основных провинциях вводила новый закон о браке, который стал известен как «закон о разводе». Поскольку на основе этого закона женщины на селе, которых ранее принуждали выйти замуж или которым приходилось это сделать чисто из экономических соображений с последующим попаданием в полную зависимость от мужа, могли получить и землю, и развод. В 1943 году Мао Цзэдун, выступая перед Общенациональным съездом Советов, заявил, что новый порядок бракосочетания — это «одно из величайших достижений и побед в истории человечества». Он также подчеркнул, что свободный и равный брак будет гарантирован только тогда, когда и мужчина, и женщина смогут обладать политической и экономической свободой.
В 1950 году, то есть через некоторое время после победы революции и формирования органов власти Китайской Народной республики, одновременно принимаются два закона. Первым был закон об аграрной реформе, второй — закон о браке. На самом деле, эти два закона уже действовали в течение той самой «освободительной борьбы китайского народа» в освобожденных районах страны, и там, где уже была установлена власть народных советов. Но после полной победы и провозглашения социалистического государства они приняли общенациональный характер.
Сравните бытие женщин в социалистических государствах с положением дел в нашем обществе (речь в данном случае идет об Иране — прим. пер.) и современном мире. Исламская Республика Иран 38 лет назад отметила свое рождение подлинным наступлением на их права и свободы, и в течение этого периода при помощи военной силы навязывала им ношение хиджаба и, словно арканом, душила их средневековыми законами шариата. Ни одна женщина на улицах больших городов Ирана и других мусульманских стран не защищена от сексуальных домогательств и подобных этому страданий, а нарушение исламских норм брака карается смертной казнью. В большинстве этих стран нет права на аборт: за это предусмотрено суровое наказание. А в Соединенных Штатах по статистике каждые 15 секунд женщина подвергается побоям. Примерно каждая из четырех девушек-студенток колледжа в течение обучения страдает либо от изнасилования, либо от сексуальных домогательств. А «порнобизнес» является во всем мире одним из самых выгодных и прибыльных видов предпринимательства.
И когда мы день сегодняшний сравниваем с «социалистическим прошлым», то мы понимаем, что это «прошлое» на самом деле было будущим, о котором мы сегодня можем лишь мечтать. Но борьба за это светлое будущее привносит в нашу жизнь смысл и вдохновение.