Практически незаметно прошла мимо нас трехлетняя годовщина того дня, когда Кремль, высадив в Крыму десант «зеленых человечков», фактически начал гибридную агрессию против Украины. Гибридную — это значит, в первую очередь, информационную.
Незамеченной, потому что хвастаться нечем. Если с чисто военной точки зрения мы агрессию с горем пополам выдерживаем, то с информационной — «на сейчас» все обстоит гораздо хуже. Россия успешно проводит информационные спецоперации в Украине и ЕС, влияет на выборы в США, сеет «зраду» (укр. предательство — прим. ред.), панику и недоверие.
РФ ведет гибридную войну против Украины уже три года, а у нас только-только появилась Доктрина информационной безопасности. Документ, безусловно, важный и нужный, только это все равно, что устанавливать охранную сигнализацию, когда дом уже обокрали.
«Так мы выигрывали все войны. Пока противник рисует карту местности, мы меняем ландшафт. Причем вручную». Это цитата из известного российского фильма «ДМБ». Она как нельзя лучше характеризует поведение России в текущей информационной войне с Украиной. А также объясняет наши системные неудачи в этой войне. Россия не сочиняет многостраничных умных концепций. Она просто действует. Поэтому все наши концепции и доктрины устаревают уже в момент их написания.
Борьба с российской пропагандой в Украине ограничивается реактивными мерами — борьбой с источниками и разоблачением фейков. Однако практика показывает, что традиционные способы борьбы с пропагандой малоэффективны. Свежее исследование Кристофера Пола и Мириам Мэтьюз из корпорации RAND, убеждает нас, что ложная информация из ангажированного источника, даже будучи разоблаченной, все равно действует.
Как считают в RAND: «не стоит рассчитывать на то, что танки пропаганды могут быть уничтожены единичными выстрелами из винтовки правды».
Мы ломаем голову: как же нам ответить Кремлю. А должны бы думать: как атаковать, чтобы отвечал Кремль. Это называется стратегической инициативой.
Поговаривают, что настольная книга политтехнологов путинской администрации — «36 китайских стратагем». Одна из них гласит: «Осади Вэй, чтобы спасти Чжао». То есть, чтобы снять осаду со своего города, создай врагу проблемы в его собственной столице. Именно это и делает «осажденная» санкциями Россия с Европейским союзом. Именно для этого всячески расшатывает ситуацию в Украине. Именно это стоит делать и нам.
Украина должна начать создавать России проблемы внутри России. Не обязательно при этом засылать в Москву «зеленых человечков». Вопреки убеждениям прокремлевских социологов, протестный потенциал в России уже достаточно высок и продолжает расти.
Однако основой этого протеста станет отнюдь не борьба за демократию и права человека, как считает российская оппозиция. Основой будут очень приземленные и близкие каждому россиянину проблемы: произвол ментов, поборы, экономический кризис.
Вспомним, как год назад российские дальнобойщики бунтовали против системы дорожных поборов «Платон», принадлежащей другу Путина Аркадию Ротенбергу. Ну, то есть, начинали против «Платона», а позднее уже выступали за отставку Путина.
«В 2017-2018 годах России стоит ждать уже не просто мирных протестов, а серьезных волнений. Политическая система почти исчерпала запас прочности, ее положение весьма шатко» — писал в прошлом году директор российского Центра экономических и правовых реформ Николай Миронов.
Ослабление путинского режима — ключевой вопрос безопасности Украины. Одной борьбой с фейками и ботами здесь не отделаешься.
Но все же наша главная целевая аудитория — это граждане Украины. Живущие как на контролируемой украинской властью территории, так и на оккупированной. Российская пропаганда основана на старых советских методах ведения холодной войны, но с акцентом на умышленном запутывании аудитории, стремлении заставить ее действовать в интересах пропагандистов, не отдавая себе в этом отчета.
Ее ключевой метод: нагнетание страха, паники, агрессии и недоверия. Аудитория в состоянии паники не способна воспринимать рациональных аргументов. Направление российского информационного воздействия — эмоции, ценности и «горячие» когнитивные процессы, когда целью становится «сердце». В этом состоянии аудитория наиболее подвержена влиянию. Американский экономист Милтон Фридман писал: «Только кризис — реальный или воспринимаемый — производит реальные изменения. Когда такой кризис происходит, предпринимаемые действия зависят от идей, которые рядом».
Наша цель — чтобы в кризисный момент истории, переживаемый сейчас Украиной, «рядом» с украинскими гражданами был украинский нарратив, а не российский. К сожалению, с этим государство справляется пока плохо, давая тем самым России возможность играть на наших внутренних проблемах.
Одной из особенностей российской пропаганды исследователи указывают ее противоречивость и нелогичность. Контролируемые Россией источники информации часто выдают множество несогласованных интерпретаций того или иного события. Однако, наша информационная политика пока ничем не лучше.
Какова наша стратегия относительно Донбасса? Россия, «ДНР и ЛНР» — враги или торговые партнеры? Мы вроде бы хотим достичь максимальной совместимости с армиями НАТО, но при этом не проводим комплексной реформы армии, не реформируем систему управления в Министерстве обороны и Генштабе, зато активно заняты учетом горюче-смазочных материалов. Вместо реформ — отдельные проекты и громкие вокруг них дискуссии, и при этом — отсутствие внятной коммуникации правительства с народом.
Так почему же мы удивляемся, что образовавшийся информационный вакуум противник с радостью заполняет своими гибридными измышлениями?
Украине срочно нужна не уже устаревшая концепция информационной безопасности. Нам нужна концепция Украины как таковой. Стройная, логичная и привлекательная. Четко объясняющая, куда мы идем, что делаем и зачем. Наше украинское рацио. Транслируемое с использованием всех возможных коммуникационных каналов. На украинскую территорию. На временно оккупированную территорию. На Европу, Соединенные Штаты и Россию. Только так победим.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.