Сегодня многое меняется в Британии. И дело не в Брекзит. Это стало, по сути, лишь лакмусом того, что происходит в стране где-то в глубине и практически незаметно в столице. Изменения касаются всех сфер жизни Великобритании. Они затронули даже такие, казалось ещё совсем недавно, неприкасаемые и безоговорочно авторитетные ниши, как образование. Бренд «британская школа», или «британский университет» сегодня уже не производит того впечатления, какое производил раньше. Пока что признаваться в этом истеблишменту, да и всем приезжающим с надеждами в Лондон, совсем не хочется, но свои же британские эксперты уже предупреждают и говорят об этом вслух. Проседание разрекламированной образовательной системы Великобритании становится очевидным.
Когда это было видано, чтобы авторитетный университет платил блогеру за рекламный материал? А вот теперь эта практика в Англии совсем не исключительная: «Направляясь на день открытых дверей в Лондонском университете SOAS, в типичной манере видеоблогера — с придыханием, неугасающим восторгом и короткой нарезкой сцен — Эван Эдингер (Evan Edinger) начитывает на портативную камеру: „Я очень люблю приходить в другие университеты, потому что мне нравится представлять себе, как будто у меня другая жизнь, и я пошел учиться в другое место". По всей видимости, это не единственная причина: как можно догадаться из скромного хэштега #ad (реклама) в названии видео, университет заплатил блогеру за этот обзор». Это пишет в своём недавнем выпуске Economist, где авторы материала, посвящённого образовательной тематике, пытаются обратить внимание на проблемы, которые захватывают университетский мир Великобритании.
Эксперты говорят, что сегодняшний тренд университетов это не только оплачиваемые блогеры, но сейчас эти солидные и ещё недавно недоступные учебные заведения используют самую банальную рекламу. Представитель маркетинговой компании «Penna» Рэйчел Киллиан (Rachel Killian) отмечает, что если раньше университеты рекламировали свои услуги максимум три месяца в году — в период подачи заявок на поступление, то нынче это делается круглый год и без перерыва. По мнению авторов статьи, масштабные, вызывающие, мягко говоря, вопросы изменения, которые полным ходом происходят в сфере высшего образования, стали результатом реформ, принятых в своё время коалиционным правительством консерваторов и либерал-демократов. Сначала, в 2012 г. была поднята максимальная платыа за год обучения до 9 тысяч фунтов. (14 тысяч долларов), а позже, в 2014 г., сняли ограничение и на общее количество абитуриентов. Тогдашнее правительство решило таким вот образом попросту сэкономить государственные деньги на образование. С этого момента, о временах, когда абитуриенты в Англии конкурировали за места в университетах, и поступали лучшие, нужно забыть. Та история знаменитой университетской системы Англии канула в лету. Ещё не всем заметно, но уже совершенно очевидно, что система развития образования в стране пошла по новому сценарию. И вот уже сегодня наоборот, британские вузы соревнуются в том, чтобы набрать как можно больше студентов. Потому что студенты — это деньги. Больше студентов — больше денег у университета.
Эксперты отмечают, что университеты поставлены перед выбором: привлечь больше абитуриентов или сократить расходы. С учетом того, что большинство студентов получает кредит от государства, которым расплачивается за учебу, почти половина дохода вузов складывается из этих денег, тогда как ещё в 2006 учебном году такие взносы составляли не более четверти.
Годовая стоимость обучения в британских университетах, частично финансируемых государством, самая высокая среди стран ОЭСР (OECD, Организация экономического сотрудничества и развития, — ред.), при этом, однако, наблюдается рост числа абитуриентов из малоимущих семей, которые легко берут кредит и, в общем, без особого труда и конкурса поступают на учёбу. Студент бристольского Университета Западной Англии (University of the West of England) по этому поводу здраво замечает: «В теории доход от каждого студента может составлять 9 тысяч фунтов в год, однако эти деньги в реальности не существуют. Этих денег нет, пока вы не начнете зарабатывать, и не погасите свой кредит». Вся эта схема поступления в высшие учебные заведения вызывает у британских экспертов опасения. Они видят, как, по сути, складывается «гомогенизация» пути, по которому идут абитуриенты для получения высшего образования. Иными словами, легко можно поступить за деньги, а не по способностям.
Эксперты отмечают и ещё один аспект, напрямую связанный с университетским миром, деньгами и безнесом. Так, перспективы расширения учебных заведений спровоцировали строительный бум. Сегодня, например, бóльшая часть кампуса Университета Западной Англии превратилась попросту в одну большую строительную площадку. Университеты распухают и строят новые сверкающие корпуса, чтобы вместить как можно большее количество платёжеспособных студентов, главным образом, понятно, приезжих. Авторы статьи журнала Economist приводят данные консалтингового агентства «Barbour ABI», которые говорят о том, что ещё в 2013 г. британские вузы потратили на строительство 2,4 миллиарда фунтов, что на 43% больше, чем в 2012 г. Динамика роста расходов на строительство сохраняется и сейчас. При этом, студенты из малоимущих слоёв не могут себе позволить жить в этих новых дорогих общежитиях и снимают самое дешевое жильё. Студенческие активисты обеспокоены тем, что неравные возможности учащихся, дифференциация социально-экономических условий жизни и учёбы, приводят к разобщённости и расслоению внутри студенческого сообщества. А это тревожный фактор.
Однако, как замечают британские эксперты, всё же главную озабоченность вызывает то, что статистическое число студентов в Англии впечатляющее, но при этом уже невозможно скрывать того, что получают они образование весьма среднего качества. И в этом, как указывают авторы статьи, нет ничего удивительного. С таким количеством студентов аудитории переполнены, и более того, на всех попросту не достаёт времени для индивидуальной работы с преподавателями. О каком качестве здесь можно говорить? Даже министр по делам университетов и науки Джо Джонсон (Jo Johnson) вынужден констатировать тот факт, что на сегодняшний день уровень преподавания в университетах Великобритании посредственный. Нынешнее правительство, правда, пытается как-то исправить ситуацию и надеется, что принятая новая государственная схема по контролю за соблюдением стандартов в области образования (Teaching Excellence Framework), всё же заставит университеты уделять внимание качеству преподавания.
Экспертное сообщество обеспокоено тем, что конкуренция между университетами может усилиться, что и дальше продолжит негативно влиять на качество образования. В прошлом году вневедомственной организацией, финансирующей британские вузы (Higher Education Funding Council for England), был подготовлен доклад, в котором его авторы прямо предостерегают: сокращение наличных средств и рост долгов приведут к тому, что финансовое положение университетов будет ещё более неустойчивым. Британские эксперты с иронией замечают, что вряд ли можно найти специалистов в области государственной политики, которые готовы спрогнозировать действия правительства в случае банкротства какого-то университета. А профессор Университета Манчестера Энди Вествуд (Andy Westwood) напоминает, что большинство высших учебных заведений, которые в новых условиях оказались в тяжёлой финансовой ситуации — в них, как правило, учатся дети из малообеспеченных семей, расположены именно в тех регионах, которые премьер-министр Тереза Мэй обещала «оживить». Как замечают эксперты, ей предстоит ответить на непростой вопрос: является ли упадок этих университетов приемлемой ценой за процветание более конкурентоспособных высших учебных заведений.
Несколько лет назад, когда отношения между Великобританией и Россией складывались получше, был подготовлен Проект межправительственного соглашения о взаимном признании дипломов. В 2014-м, с началом кризиса между двумя странами после госпереворота на Украине, поддержанного Западом, британцы положили этот проект под сукно — с тем чтобы вроде бы как наказать Россию или, как любят говорить здесь политики, продемонстрировали, что «business is not as usual». В Москве это восприняли, как и всегда в таких случаях, спокойно и продолжили заключать подобного рода соглашения с другими европейскими странами. В новых условиях, с учётом мнения авторитетных британских экспертов, видимо, стоит подумать об оценке того, насколько нынешнее состояние образования в Великобритании отвечает возросшим критериям качества обучения в России. Стереотипы не всегда хорошие путеводители.