Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русский капитан хочет построить в Вила-ду-Конде точную копию знаменитой «Катти Сарк»

Владимир Мартусь уже привез ремонтировать на верфи «Штандарт», воссозданный по образцу российского фрегата. Он остался доволен качеством работы и утверждает, что все готово для нового проекта. «От этого выиграют все: в городе прибавится туристов, а у молодых людей появится новый стимул», — говорит он.

© AFP 2017 / Carl De SouzaКорабль-музей «Катти Сарк» в сухом доке в Гринвиче
Корабль-музей «Катти Сарк» в сухом доке в Гринвиче
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
17 лет назад Владимир Мартусь осуществил свою большую мечту: спустил на воду копию русского фрегата «Штандарт», построенного в 1703 году Петром Великим. Сейчас он хочет сделать то, что всегда рассматривал как возможность: построить в Вила-ду-Конде копию знаменитого клипера «Катти Сарк», который между 1895 и 1992 годами был португальским и плавал под именем «Феррейра».

17 лет назад Владимир Мартусь осуществил свою большую мечту: спустил на воду копию русского фрегата «Штандарт», построенного в 1703 году Петром Великим. В настоящий момент военный корабль с 28 орудиями является объектом капитального ремонта на верфях Вила-ду-Конде, где обмениваются опытом португальские кораблестроители и российские знатоки волонтеры. Сейчас 50-летний морской инженер подумывает о том, чтобы сделать то, что всегда рассматривал как возможность: построить в Вила-ду-Конде копию знаменитого клипера «Катти Сарк» (Cutty Sark), который между 1895 и 1992 годами был португальским и плавал под именем «Феррейра».


«„Катти Сарк" является крупным деревянным судном 65 метров в длину и 11 в ширину. Чтобы его построить, требуется пространство. Сейчас мы пытаемся убедить португальцев — и активно обсуждаем этот вопрос с мэрией города и Docapesca — в том, что нам необходимы соответствующие условия. Мы хотим, чтобы за строительством могли наблюдать люди, как в музее. Только так можно увлечь молодых людей кораблестроением», — сказал DN Владимир Мартусь, знакомя нас со своим «детищем» «Штандартом».


На днях он вернулся из Лондона и говорит, что уже получил согласие фонда «Катти Сарк». «Все готово, у нас есть проект, бюджет и мы уже поняли, что Вила-ду-Конде является для этого идеальным местом. Здесь есть все необходимые нам рабочие руки», — объясняет он. Но ведь необходимы и инвестиции? Командир «Штандарта» смеется. «Португалия не денежная страна, но это хорошее место для того, что производить вещи. Мы хотим, чтобы были созданы все условия для строительства. Португалия может с этим многое выиграть: речь идет о всемирно известном судне, последнем из великих клиперов, который поставил мировой рекорд плавания под парусом между Австралией и Англией. Более того, когда-то его владельцами были сами португальцы». Даты уже установлены, между 1 февраля 2018 года и 2020 года, и гарантирована большая часть финансирования, которое может достигать 25 миллионов евро.


Вила-ду-Конде через городской совет, возглавляемый Элизой Ферраш (Elisa Ferraz), участвует в проекте «Порт, открытый миру», который предусматривает кандидатуры на присуждение строительству деревянных судов статуса нематериального наследия ЮНЕСКО и активизацию деятельности, которая в настоящее время переживает трудные времена.


Сотрудникам компании Barreto & Filhos, которая начиная с ноября занимается ремонтом российского судна, работа доставляет много хлопот. Задействованы десятки людей. Бруно Баррето (Bruno Barreto), один из партнеров, признает, что необходимость в точности воссоздать оригинал подразумевает совершенно иные требования… «Помощь русских имеет ключевое значение», — признает он. Бруно (37 лет) является новым лицом судостроения в Вила-ду-Конде. Он уверен, что «Катти Сарк» может быть построена в Азураре, городе на левом берегу реки Аве, где сегодня расположены верфи. «Это масштабный проект, который может пойти на пользу стране в целом. Мэрия принимает в нем активное участие, но этих усилий не достаточно», — отмечает он.


«Чтобы изменить судостроение, мало одного энтузиазма жителей Вила-ду-Конде. Государство не стимулирует рыболовство. Печально сознавать, что для судостроения сегодня не хватает поддержки или профессиональной подготовки. Корабелы из Вила-ду-Конде работают по всему миру, сегодня, правда, уже меньше, потому что старое поколение уходит, — говорит Бруно Баррето, добавляя, что ремонт „Штандарта" позволяет ему получить весьма полезный опыт. — Капитан Владимир очень образованный человек, он приехал сюда не случайно. Он выбрал именно Вила-ду-Конде и знал, что найдет здесь. И мы, португальцы, с нашей манией всех учить, сами многому учимся у добровольцев, которые нам помогают — таково мое личное мнение».


Владимир делает упор именно на омоложении судостроения. Вчера в Азураре на верфях помогали 20 волонтеров, в большинстве своем русские (но среди них уже были словенцы, испанцы, англичане и другие). Например, океанограф Елена (24 года): «Я только что приехала и пробуду здесь месяц. Я всегда была связана с морем, и это именно то, что я хочу. Меня восхищает эта работа. Этот очень полезный опыт». На верфях есть столовая, где люди сами готовят, а ночуют в городских квартирах. Когда 8 апреля «Штандарт» направится в Лиссабон, чтобы пуститься в еще одно кругосветное плаванье, к экипажу присоединится еще больше волонтеров. «Мы берем на борт до сорока человек. В восемнадцатом веке в плавание отправлялось 150. Здесь у нас каждый при деле, если что, пусть палубу драют», — объясняет Владимир Мартусь, принимая еще одну завершенную часть работы. Все электрические провода и современное оборудование скрыто от глаз. «Все должно быть спрятано за деревянной обшивкой».


Хотя Владимир считает царя Петра Великого своим «личным героем», человеком, «изменившим Россию», он не располагает российской государственной поддержкой. «Это сделает нас похожими на каких-то бюрократов. Я предпочитаю быть частным фондом, который ищет поддержку по всему миру». Смысл не только в том, чтобы сделать точные копии и превратить их в музейные объекты. «Цель, которую я преследую с „Катти Сарк", заключается в том, чтобы пустить клипер по старым маршрутам перевозить кофе, чай — все грузы прежних времен. Это осуществимо, и мир должен знать, что парусники вовсе не отжили свой век. Они современны и прекрасно справляются с поставленными задачами».