Первое, что необходимо сказать об архиве хакерских инструментов, которые были украдены у ЦРУ и опубликованы на сайте WikiLeaks, это то, что они являются не инструментами массовой прослушки, а средствами слежки за конкретными телефонами, компьютерами и телевизорами. Нет никаких доказательств того, что эти инструменты использовались против американцев или применялись каким-то неподобающим образом. Если бы такие доказательства существовали, будьте уверены, WikiLeaks — чья главная задача состоит не в том, чтобы обеспечивать прозрачность, а в том, чтобы подрывать основы национальной безопасности США — обязательно опубликовал бы их. Из этого следует, что целевыми объектами этих хакерских методов — то есть теми, кто извлечет наибольшую пользу из их публикации — являются террористы «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.), северокорейские создатели атомных бомб, иранские, китайские и российские шпионы и другие противники США.
WikiLeaks заявляет, что бывший сотрудник структур американского правительства передал ему 8761 файл, которые этот сайт опубликовал во вторник, 7 марта. Однако учитывая тесные связи этой организации с российскими разведывательными службами — связи, существование которых было подтверждено в результате расследования хакерских атак на системы национального комитета Демократической партии, проведенного американским разведывательным сообществом — вряд ли кто-то удивится, если выяснится, что за этой утечкой тоже стоит Москва. Кремль, несомненно, будет очень рад, если ЦРУ уменьшит интенсивность или вообще прекратит свои шпионские операции по всему миру, поэтому, вполне возможно, именно он сочинил для WikiLeaks ложный и ханжеский предлог для публикации этих файлов, а именно призыв к началу «публичного обсуждения» полномочий ЦРУ и созданию внешних механизмов контроля над деятельностью этого агентства.
В дополнение к потере ценных инструментов слежки ЦРУ теперь окажется — именно этого и добивались разоблачители — в центре ожесточенных споров и будет вынуждено противостоять неразумным призывам к «сотрудничеству» с технологическими компаниями. Сторонники теории о том, что «государство в государстве» стремится ослабить администрацию Трампа, охотно ухватятся за опубликованные данные о том, что в арсенале ЦРУ были инструменты и языки других стран: теперь они с полным правом смогут заявить, что хакерские атаки на национальный комитет Демократической партии на самом деле были операцией ЦРУ «под чужими флагами».
Борцы за гражданские права настаивают на том, чтобы работающие на американское правительство хакеры информировали производителей смартфонов и компьютеров об уязвимых местах их продуктов, а не использовали их для проведения своих операцией. Однако защита устройств от внешних вторжений — это задача компаний-производителей, а не ЦРУ. Как написала Эллен Накасима (Ellen Nakashima) из Washington Post, американские агентства уже сообщают обо всех обнаруженных ими уязвимостях программного обеспечения специальной правительственной комиссии, которая решает, нужно ли ставить в известность производителей. И неужели ревностные защитники частной жизни считают, что российская ФСБ станет информировать компании Apple и Google обо всех «уязвимостях нулевого дня», которые она обнаружит? То есть, по сути, борцы за гражданские права выступают за одностороннее разоружение США в киберпространстве.
Нет никаких сомнений в том, что ЦРУ сможет пережить эту утечку и создать новые инструменты. По словам экспертов, большая часть из того, что было опубликовано, представляет собой относительно несложные вредоносные программы. Однако ЦРУ, как и другие представители разведывательного сообщества, должно будет решить очень важный вопрос о том, как можно продолжить эффективно работать в киберпространстве и одновременно защитить свои собственные секреты и методы. Сейчас необходимо еще раз пересмотреть процедуры проверки сотрудников и подрядчиков, имеющих доступ к сверхсекретным данным, и создать более эффективные средства защиты от проникновения извне. Однако этому агентству ни в коем случае не стоит останавливать процесс разработки качественных технологических инструментов, позволяющих США сохранять свое преимущество над противниками, в том числе средства слежки за ними.