Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Основы Запада пошатнулись, и это вызывает беспокойство

© REUTERS / Virginia Mayo/PoolВице-президент США Майк Пенс и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг
Вице-президент США Майк Пенс и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В НАТО оборонные расходы должны составлять 2% от ВВП. Однако практически ни одна из 28 стран, входящих в блок, не достигла этого уровня. Когда во время выступления на Мюнхенской конференции г-н Пенс потребовал справедливо распределить расходы, аплодисменты были жидкими. Если по этому вопросу можно найти компромисс, то определить стратегические цели союза — задача посложнее.

Прошло больше месяца после того, как Дональд Трамп занял президентское кресло. Однако до сих пор его дипломатический курс покрыт туманом. Главная причина заключается в запоздалом формировании внешнеполитической команды. Несмотря на то, что Конгресс одобрил кандидатуры министра обороны Мэттиса и государственного секретаря Тиллерсона, другие должности до сих пор остаются свободными.


Тем не менее помимо запоздалого назначения кадров, есть и проблема лидерства в команде. По большому счету министр обороны и госсекретарь принадлежат к основному крылу Республиканской партии, однако приближенные президента Трампа занимают радикальную позицию, предлагая разрушить существующий порядок. Еще в ходе предвыборной кампании они критиковали основную фракцию Республиканской партии.


У одного из них, Флинна, назначенного советником по национальной безопасности, возникли проблемы в связи с отношениями с Россией, и ему пришлось уйти в отставку.


Тем не менее Стивен Бэннон (Stephen Bannon), ставший новым главным стратегом, чья должность соответствует японскому генеральному секретарю кабинета министров, будучи членом Национального совета безопасности США, позиционируется выше председателя Объединенного комитета начальников штабов. Борьба за влияние на президента Трампа, который не обладает широкими знаниями в области дипломатии, делает внешнеполитический курс администрации Трампа трудным для понимания.


Туманная ситуация влияет на взаимоотношения с Европой. В середине февраля вице-президент США Майк Пенс (Mike Pence) и министр обороны Мэттис посетили Европу. Они приняли участие в саммите министров обороны НАТО и Мюнхенской конференции по безопасности.


Можно сказать, что реакция европейских стран на их месседжи была неоднозначной: некоторые успокоились, а некоторые, наоборот, разволновались. Мэттис и Пенс подчеркнули важность НАТО, а также то, что США будут неизменно поддерживать союз. Это — серьезный уход от предвыборных заявлений Трампа, который называл НАТО пережитком прошлого.


Тем не менее они одновременно подняли проблему распределения расходов в союзе, потребовав увеличить нагрузку на европейские страны.


Разрозненные внешнеполитические идеи порождают неясность


В НАТО есть правило: оборонные расходы должны составлять 2% от ВВП. Однако практически ни одна из 28 стран, входящих в блок, не достигла этого уровня. США, выделяющие 3,5% на военные расходы, несут существенный груз.


В штаб-квартире НАТО министр обороны Мэттис заявил, что американские налогоплательщики не могут нести непосильные расходы для защиты западных ценностей. Он похвалил Эстонию, Грецию, Великобританию и Польшу, которые достигли 2% уровня, и оказал давление на другие страны. Когда во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности г-н Пенс потребовал распределить расходы, аплодисменты были жидкими.


В Европе также начинают осознавать, что необходимо увеличивать расходы на оборону. Особую важность представляет Германия. Администрация Меркель намерена увеличить оборонные расходы. При этом Социал-демократическая партия Германии относится к этому негативно. Велика вероятность, что в Германии могут возникнуть внутриполитические неурядицы.


Тем не менее проблема не только в оборонном бюджете. Мэттис и Тиллерсон раскритиковали Россию, однако не стали отрицать возможность пересмотра политики в отношении Москвы. Они подчеркнули роль НАТО на Ближнем Востоке, однако не представили конкретных мер. Подобная неясность является следствием разрозненности внешнеполитических идей во властных кругах США.


Бэннон не разделяет позиции республиканцев


Основная фракция Республиканской партии считает НАТО и союзнические отношения с другими демократическими странами американскими активами. Даже если она требует распределись расходы, она не пытается разрушить сам союз. Тем не менее у Бэннона совершенно иной подход.


Похоже, он соединил теорию Хантингтона о столкновении цивилизаций и экономический национализм. Например, Бэннон считает исламские идеи экстремизмом. Также он высоко отзывается об администрации Путина, называя ее националистической.


Союзнические страны, которые не разделяют такую позицию, становятся не активами, а бременем. По требованиям увеличить расходы союзников компромисс может быть найден, однако определить стратегические цели союза — задача посложнее.


Еще одна проблема заключается в отношении администрации Трампа к ЕС. После Второй мировой войны единая Европа представляла стратегический интерес для США. Тем не менее в настоящее время основная фракция Республиканской партии в целом следует этому курсу, однако скептическая фракция критикует ЕС и поддерживает его противников.


От политики администрации Трампа будет зависеть отношение стран Европы к НАТО.


Нестабильные отношения между США и Европой напрямую касаются и Японию. Февральская встреча глав Японии и США была успешной, однако нельзя воспринимать японо-американские отношения слишком оптимистично. Существует возможность, что когда обстановка внутри администрации Трампа стабилизируется, она прояснит свои требования для того, чтобы оправдать чрезмерные расходы на оборону Запада.


Скорее всего, будет правильно, если Япония и Европа немного увеличат оборонные расходы. Тем не менее это должно произойти не по воле США. Япония и Европа должны определить общие стратегические цели, являясь дружественными и союзническими странами. Задача японской дипломатии состоит в том, чтобы подготовить для этого фундамент.