В четверг вечером, премьер-министр Польши Беата Шидло отказалась голосовать за переизбрание Дональда Туска в качестве председателя Европейского совета, так как он якобы из Брюсселя оказывает влияние на внутреннюю политику страны.
Такой же случай произошел летом 2014 года, когда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон хотел в одиночку блокировать избрание руководителя ЕС, поддерживаемого большинством. Однако Жан-Клод Юнкер был назначен председателем Европейской комиссии, а что случилось дальше с Великобританией всем известно…
В четверг вечером, подобный сценарий разыгрался на саммите ЕС в Брюсселе, он касался президента Европейского совета Дональда Туска, переизбрание которого на следующие 30 месяцев было отклонено его родной Польшей. Вспомнив британский прецедент, остальные 27 глав государств и правительств столкнулись с той же дилеммой: как отстаивать свои единодушные голоса, несмотря на предсказуемое унижение единственной страны, которая говорит «нет»?
«Мне непонятно, как одна страна может выступать против решения переизбрать Туска, тогда как все остальные проголосовали за него», — заявил президент Франции Франсуа Олланд по прибытии в Брюссель. Ангела Меркель однозначно сделала свой выбор в пользу Дональда Туска. А премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель прямо отказался быть «заложником» Варшавы. На самом деле, с первых минут саммита было ясно, что Туск будет переизбран двадцатью семью голосами против одного. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй поддержала Дональда Туска — так же, как и глава венгерского правительства Виктор Орбан, являющийся одним из союзников Варшавы.
Единогласие во время голосования за кандидатуру Туска позволило, пусть даже временно, помешать возможным планам Варшавы: длительное и болезненное противоборство между членами ЕС из Восточной Европы, которые часто отказываются идти на поводу, и странами Западной и Северной Европы, чьи голоса имеют больший вес. Венгрия, Чехия и Словакия, союзники Польши по Вышеградской группе, отказались поддержать Беату Шидло, чтобы не зайти в тупик. Премьер-министру Польши остается только гипотетическая тактика проволочек, например, отказ подписываться под решениями саммита.
В конечном счете, как бы не злились националисты партии ПиС, президентом Европейского совета до конца 2019 года остается либеральный и проевропейской поляк. Возможно в связи с этим не стоит больше ждать уступок со стороны ЕС в другом споре: затяжном конфликте между Брюсселем и Варшавой по вопросу уважения правого государства в Польше и кризиса вокруг его Конституционного суда.