Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Индейская женщина: неравенство полов в Колумбии

Индейское племя эмбера первой в Америке признало, что практикует калечащие операции на женских половых органов

© РИА Новости Лариса СаенкоПочему индейцев прозвали "краснокожими"
Почему индейцев прозвали краснокожими
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Колумбии есть два слова, которые олицетворяют неравенство полов — индейская женщина. Они подвергаются дискриминации по половому, этническому и социальному признаку, поскольку в большинстве случаев бедны. С самого рождения они учатся тому, что их роль — вести домашнее хозяйство и растить детей. Они не только воспринимают с детства мачизм как данность, но и являются основными жертвами насилия.

В Колумбии есть два слова, которые олицетворяют неравенство полов — индейская женщина. Они подвергаются дискриминации по половому, этническому и социальному признаку, поскольку в большинстве случаев бедны. С самого рождения они учатся тому, что их роль — вести домашнее хозяйство и растить детей. Они не только воспринимают с детства мачизм как данность, но и являются основными жертвами насилия, которое совершается по отношению к женщинам в этой латиноамериканской стране. Жестокое обращение внутри и за пределами общины, принудительная проституция, перемещения и убийства из-за длящейся уже более полувека войны, выселение с исконных территорий из-за наступления легальной и нелегальной горнодобычи. Вдобавок ко всему их мучения никому не видны. Отсутствие переписных данных и государственной помощи оставляет во мраке тропической сельвы — где они обитают — условия жизни этих женщин.


Один из самых страшных секретов из жизни индианок стал публичным достоянием в 2007 году. Две девочки из племени эмбера, одной из 80 этнических общин Колумбии, умерли в результате калечащих операций на гениталиях. В тот момент сельские акушерки не смогли сохранить это в тайне, и Колумбия стала первой и единственной страной в Америке, которая признала существование этой практики. Женщины, исполняющие функции медиков в своих селах, имеют сакральное знание, которое никто не смеет оспорить, о том, что клитор может вырасти такого же размера, что и пенис, и поэтому считают его физическим уродством. «Поэтому они считают, что необходимо удалять его при рождении», — объясняет Патрисия Тобон (Patricia Tobón), индианка эмбера и юрист по профессии, которая возглавляет группу адвокатов, защищающих права своего народа, в особенности женщин.


Вокруг света


250 тысяч индейцев эмбера проживают на территории Колумбии, но есть они и в Панаме, и в Эквадоре. Они расселены по различным областям страны, очень часто в глухой сельве. До мест их обитания, где особенно тяжело переносились тяготы войны, не доходят ни дороги, ни руки министерств здравоохранения и образования, а также государственных структур, обязанностью которых является борьба с практикой, приравненной к умышленному нанесению вреда здоровью и нарушению фундаментальных прав женщин, всех женщин — сексуальных и репродуктивных. «Мы работаем изнутри общины эмбера, повышая сознательность индианок и индейских властей», — говорит адвокат, одна из двух женщин с высшим образованием в родной деревне. В 2012 году им удалось добиться, чтобы старейшины племени признали, что калечащие операции на женских половых органах не являются частью их культуры. «Только колумбийские власти хранят молчание».


Патрисия Тобон не отступила и продолжила борьбу, пока не добилась, чтобы этот вопрос был включен в качестве задачи в план развития Колумбии. «С 2014 года на борьбу с этой проблемой не выделялось никаких ресурсов», — уверяет она. Их группа требует проведения просветительских кампаний и реальной помощи с учетом межкультурного принципа. Индейские женщины, в лучшем случае, билингвы, но нуждаются в том, чтобы социальные служащие разговаривали с ними на их языке и могли понять, что они позволяют калечить своих дочерей, потому что не знают, что это для них плохо.


Для достижения своих целей правозащитники сразу сталкиваются с огромным препятствием. В Колумбии не существует статистики о том, сколько индейских женщин проживает в стране, еще сложнее понять, сколько девочек эмбера рождается и сколько из них умирает от калечащих операций. Последняя перепись проводилась в стране в 2005 году Государственным департаментом статистики. На тот момент численность индейских общин достигала 1,3 миллиона человек, из которых почти 680 тысяч, то есть 49,5%, были женщины. Это составляет 3% всего женского населения Колумбии. Национальная организация коренного населения, в которые входит 80% всех индейских ассоциаций, приводит данные параллельной переписи — три миллиона, почти в два раза больше, чем по официальной версии.


У девочек эмбера, как и остальных колумбийских индейцев, самые низкие в стране показатели посещаемости школы. «Образование — важнейший аспект, потому что к нему крайне ограниченный доступ», — говорит Ана Тереса Вергара (Ana Teresa Vergara), из племени эмбера, сотрудница Совета по делам женщин в Организации коренных жителей департамента Антиокии. «Мы даем жизнь нашим детям, но пришло время, когда и наше мнение, и наши решения должны учитываться организацией». Ее работа заключается в том, чтобы женщины не только участвовали в органах власти индейский общин, но и чтобы изх голоса были услышаны.


Мачизм и отсутствие экономических ресурсов обрекают индианок на жизнь между кухней и двором своего дома. В 2014 году, по данным последней переписи сельского населения, чуть более 115 тысяч девочек старше 5 лет посещали школу из почти 360 тысяч школьного возраста. Из низ большинство, 61 тысяча 300, получили только начальное образование. Только 2726 дошли до университета. Таким образом, индейские и африканские неработающие женщины в сельских районах являются наиболее уязвимой частью населения в стране, где, согласно международным ценкам, таким как коэффициент Джини Всемирного банка, отмечается высочайший уровень неравенства.


«Изменить поведение индейских женщин несложно», — объясняет Вергара. — Мы пытаемся подтолкнуть их к мысли о том, что 500 лет назад в Латинской Америке женщины имели равные права с мужчинами, были лидерами». Теперь они хотят добиться возврата к такому положению вещей. И, как раньше, совместно с мужчинами. «Если они являются источниками насилия и ограничений, они должны принимать участие в процессе осознания этого», — убеждена она. Первая календарная дата, отмеченная на этом пути, — 2030 год, когда калечащие операции на женских половых органах должны быть искоренены во всем мире, согласно Целям развития тысячелетия ООН. К этому времени, по мнению активисток, колумбийские индианки, включая женщин эмбера, не только узнают свои права и начнут бороться за них, но и перестанут быть самыми уязвимыми в Колумбии. «Мы еще только в самом начале пути», — признают они.


Невидимая работа


90% колумбийских енщин посвящают девять часов в день неоплачиваемой работе по дому, что в денежном выражении составляет 120 миллиардов песо ежегодно, которые не дополучает ВВП. Ни один сектор в стране не имеет такого веса в экономике.


Исследование, проведенное Государственным департаментом статистики в 2007-2010 гг. выявило, что средняя трудовая нагрузка, оплачиваемая и нет, составляет для женщин 72,4 часов в неделю и 61,6 для мужчин. Помимо 14% разницы в количестве часов авторы отмечают, что многие колумбийки вырабатывают двойную и тройную норму в день, и что их работа по дому всегда остается в тени.