Соединенные Штаты признали, что российские крылатые ракеты, размещение которых противоречит Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности, предназначены для нанесения ударов по американским объектам в западноевропейском регионе. С их помощью Москва сможет отрезать страны Восточно-Центральной Европы от поддержки НАТО.
Вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Пол Селва (Paul Selva) заявил, что российские крылатые ракеты представляют угрозу для большинства военных объектов США в Европе. Он подчеркнул, что россияне разместили их, чтобы «создать угрозу для НАТО и объектов в зоне ответственности Альянса». Это очень важное заявление, поскольку большинство из них находится за пределами Восточно-Центральной Европы, что не спасет их в случае удара с применением крылатых ракет.
Американцы считают, что Россия может использовать крылатые ракеты для нападения на цели в Германии, Бельгии или Голландии, а в результате — отрезать Восточно-Центральную Европу от помощи сил НАТО и США. В радиусе поражения крылатых ракет, по всей вероятности, окажется, в частности, порт Бремерхафен, где выгружали американские танки, которые перебрасывались потом на восточный фланг.
До настоящего времени большинство комментаторов считали, что опасность угрожает в первую очередь странам Балтии или Польше, по которым россияне могут нанести удар при помощи баллистических ракет комплексов «Искандер-М» или тактической авиации. Принятие на вооружение крылатых ракет большей дальности может, однако, означать, что в зоне потенциального риска окажутся мосты или аэродромы, расположенные на расстоянии в 1000 километров и более от границ Российской Федерации, а это дополнительно осложнит задачу силам НАТО.
Российские ракеты, аналогичные тем, что используются в комплексах морского базирования «Калибр-НК», которые были успешно использованы в Сирии, могут поражать цели на расстоянии до 2600 километров. Их можно использовать в наземных мобильных пусковых установках системы «Искандер» (такой комплекс называется «Искандер-К»). Это значит, что их можно быстро (в том числе авиатранспортом) переместить в любую точку, находящуюся под контролем России, не размещая их там на постоянной основе.
Следующий аспект — это применение крылатых ракет на платформах наземного базирования. Ракеты, выпущенные с суши, сложнее обнаружить, чем ракеты, запущенные с воздуха (с бомбардировщиков), поскольку они могут совершать полет на низкой высоте, используя рельеф местности. Их также сложнее перехватить при помощи ракетных комплексов корабельного базирования, чем ракеты, запущенные с надводных кораблей и подводных лодок.
Размещение ракет на наземных пусковых установках — это нарушение Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 года, который подписали США и Россия. Договор запрещал развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью действия от 500 до 5500 километров. Администрация Обамы с 2008 года знала о действиях Москвы в этом направлении, но до украинского кризиса она ограничивалась дипломатическим давлением, не предпринимая никаких конкретных шагов. Более того, американцы отказались от ракет Tomahawk в ядерном оснащении: сейчас на вооружении остались только ракеты с обычными боеголовками.
Между тем Россия получила возможность использовать ракеты комплекса «Калибр» как на кораблях, так и на наземных установках. Их практически наверняка можно оснастить ядерным зарядом, что еще в 2015 году подтвердил президент Владимир Путин. Для перехвата крылатых ракет нужно обладать соответствующими системами обнаружения и поражения низколетящих воздушных целей. Полезными в этом отношении могут оказаться самолеты с авиационным комплексом радиообнаружения и наведения, то есть тактическая авиация НАТО. С другой стороны, большинство стран-членов Альянса не может сейчас защитить свои военные базы при помощи наземных средств ПВО (например, в Германии такие подразделения расформировали, замены им не появилось). Перехватом крылатых ракет придется заниматься в первую очередь истребительной авиации.
Уже сама возможность того, что противник применит крылатые ракеты наземного базирования с таким большим радиусом поражения, заставит союзнические войска рассредоточить свои силы (наземные зенитные батареи, самолеты с системой ДРЛО, истребительную авиацию). Это будет особенно опасно, если восточный фланг НАТО подвергнется нападению и ему уже в самом начале конфликта понадобится поддержка.
При помощи крылатых ракет Москва может постараться задержать натовские силы подкрепления уже на территории Германии. Более того, она сможет запугивать руководство и население стран Альянса, чтобы заставить их ограничить свое участие в совместной обороне (например, при помощи атак на цели в городах Западной Европы, которые казались раньше защищенными).
Следует также отметить, что страны НАТО предприняли конкретные шаги, нацеленные на укрепление безопасности стран Восточно-Центральной Европы, разместив там, в частности, батальонные группы, а также увеличив интенсивность учений, на которых отрабатывается коллективная оборона и переброска войск. Это ставит под вопрос успешность гипотетических агрессивных действий Москвы ограниченного масштаба, например, гибридного характера.
Если в такой ситуации потенциальный агрессор сможет захватить ту или иную территорию, через некоторое время ему придется столкнуться с многочисленными и довольно хорошо оснащенными силами НАТО, которые начнут концентрироваться в Западной Европе. После нападения на Восточно-Центральную Европу избежать столкновения с военными США, Великобритании, Германии и Канады будет, учитывая размещение батальонных групп и проводившиеся учения по переброске сил немедленного реагирования, очень сложно (если не невозможно).
Крылатые ракеты, однако, позволят России пойти на эскалацию ситуации. Она сможет, например, нанести прицельные удары по военным целям в Западной Европе, а также, вполне вероятно, по объектам в нашей части континента. Когда противник используют только одну систему вооружений, его нападение отразить гораздо легче, чем когда он применяет разные средства (авиацию, баллистические и крылатые ракеты). К этому всему следует добавить, что российская военная доктрина предусматривает возможность применения ядерных вооружений.
НАТО следует заняться активной подготовкой к ситуации, в которой Россия применит свое «новое» оружие. Прежде всего, необходимо усилить системы обнаружения и командования как в воздушных силах, так и в наземной противовоздушной обороне в Восточно-Центральной Европе и на западе континента. При этом такое усиление должно соответствовать возросшим угрозам. Ключевое значение имеет здесь временной фактор: откладывать внедрение систем противовоздушной обороны нам невыгодно.
Не менее важно включить в планы действий в чрезвычайных ситуациях возможность использования собственных наступательных средств для нанесения ответных ударов. Соединенные Штаты несмотря на сокращение арсеналов обладают большим набором обычных вооружений для нанесения точных ударов (например, ракетами JASSM-ER), которые может использовать не только тактическая авиация, но также стратегические бомбардировщики или корабли.
В дальнейшей перспективе было бы желательно активизировать работу над новыми поколениями систем обнаружения (например, дирижаблей JLENS) и поражения воздушных целей. Возможно, на каком-то этапе свою роль здесь могут сыграть системы высокоэнергетических вооружений.
В развитии наступательного потенциала НАТО следует принимать во внимание различные сценарии, чтобы иметь возможность отказаться от части вооружений, вынудив этим Россию пойти на уступки (вернуться к соблюдению Договора). Такой подход (внедрение систем Pershing и Gryphon, а одновременно — переговоры с россиянами) позволил подписать в 1987 году переломный на тот момент Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности и снизить уровень угрозы. Между тем одностороннее разоружение, каким до недавнего времени занимались администрация Обамы и западные страны, лишь усилил перевес России.
Противодействие потенциальной «ракетной» агрессии со стороны Москвы будет эффективным лишь в том случае, если люди, обладающие властью (в первую очередь политики) проявят волю и решимость, показав, что они способны предпринять быстрые и энергичные действия, которые должны включать в себя в том числе существенное увеличение расходов на противоракетную оборону в кратко- и долгосрочной перспективе. В противном случае восточный фланг НАТО (несмотря на то, что его укрепят союзнические силы) можно будет в любой момент отрезать от поддержки, а это поставит под вопрос надежность системы сдерживания, которая строятся на основе решений саммита Альянса в Варшаве.