«Мы, граждане Европейского Союза, к счастью, едины». Смогли бы 27 глав государств и правительств стран ЕС (за исключением готовящейся к Brexit Великобритании) подписаться под этим предложением, не покривив при этом душой? Вряд ли. Слишком уж разными стали их интересы, слишком велик скепсис в отношении единого европейского сообщества в некоторых странах. Этому предложению десять лет, оно было записано в Берлинской декларации 2007 года, принятой по случаю 50-летнего юбилея Евросоюза.
В 60-ю годовщину, которую предстоит отметить 25 марта в Риме, такая «формула счастья» наверняка уже не появится. На последнем саммите ЕС в Брюсселе 10 марта европейские лидеры разрабатывали проект декларации к римской встрече, с которым все хоть как-то смогли бы согласиться. В итоге она явно получится расплывчатой, и в ней не будут прописаны конкретные цели или даже видение будущего Евросоюза на следующие десять лет.
«Ядро Европы» и остальные?
За кулисами горячо спорят о том, к чему ЕС должен стремиться и как действовать. В ходе этого спора образовались два лагеря. В одном — четыре крупных западноевропейских государства: Германия, Франция, Испания и Италия, которые выступают за то, чтобы они двигали Евросоюз вперед, а остальные желающие могли бы медленно следовать за ними. Такая «Европа двух скоростей» уже сегодня реализуется в рамках некоторых проектов и предусмотрена Лиссабонским договором. Но до сих пор это было скорее исключением, а теперь может стать правилом. Каждый будет делать то, что хочет. По каждому политическому вопросу — своя коалиция добровольцев?
Эта идея не нова. Еще в 1994 году нынешний министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) предложил концепцию «ядра Европы». С тех пор эта идея вызывает жаркие дискуссии, но теперь, похоже, она может осуществиться.
Впрочем, в восточных странах ЕС и небольших государствах по-прежнему выступают против концепции «ядра Европы». Польша и Венгрия отвергают возможность разных скоростей при европейской интеграции, равно как и Румыния. Они не хотят оставаться позади и быть тормозом для других. Варшава считает, что и ноль — это тоже скорость, и призывает даже к движению назад. Польша выступает за ограничение Евросоюза исключительно общим внутренним рынком. Разве что субсидии из Брюсселя Варшава, как и Будапешт, конечно же, хотела бы сохранить.
Брексит как предупреждение
Этот глубокий конфликт внутри ЕС из-за будущей модели организации все еще не решен. В Риме его лишь прикроют документом с неопределенными формулировками. Настоящая дискуссия начнется уже после. Идею «Европы двух скоростей» критикуют настолько жестко, что глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер счел необходимым публично заверить всех, что он не желает появления железного занавеса между восточными и западными странами Евросоюза.
Решение Великобритании о выходе из состава ЕС стало сигналом о том, что пора «проснуться», заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel). Но услышали ли этот звоночек остающиеся 27 европейских лидеров? Для счастья гражданам ЕС нужен единый и дееспособный Евросоюз. За пару недель до очередного его юбилея мы еще далеки от этой цели.
К слову, десять лет назад Варшава еще подписала Берлинскую декларацию, в которой речь шла о счастливом союзе. Тогда премьер-министром страны был Ярослав Качиньский. Тот самый человек, который сегодня в роли «серого кардинала» и лидера польской правящей партии дирижирует противодействием Евросоюзу.