Долгое время торгово-экономические связи между Китаем и Америкой способствовали сохранению баланса в отношениях этих двух стран. Однако после избрания Трампа президентом США появилось множество опасений по поводу будущего торгово-экономических отношений Китая и Америки. Эти опасения вызваны многократными заявлениями нового президента о том, что Китай является «валютным манипулятором», а также с его угрозами принять меры по установлению нового равновесия в китайско-американских отношениях.
Тем не менее экспертам в области китайско-американских отношений очевидно, что причина такого дисбаланса вовсе не в валютной политике Китая, а в структуре мировой экономики и конкурентных преимуществах Америки и Китая (имеется ввиду способность страны производить товары и услуги с более низкими издержками, чем кто-либо еще — прим. ред.). Уже долгое время внешняя торговля США имеет пассивное сальдо торгового баланса (стоимость импортируемых товаров выше стоимости экспортируемых товаров — прим. ред.), что предопределено структурой американской экономики. Дело в том, что по мере глобализации в этой структуре проводились серьезные преобразования. Оценив себестоимость производственного процесса, факторы производства все больше и больше с американских предприятий перемещались за границу, а произведенные ими по более низкой цене товары возвращались в Америку. Такая схема служит одной из главных причин отрицательного сальдо внешней торговли США. Китайские предприятия с большой долей американских инвестиций способствуют дефициту торгового баланса США в американо-китайской торговле, в то время как дешевые товары из Китая помогают Америке облегчить давление инфляции. Внешне кажется, что Америка проигрывает из-за положительного торгового баланса Китая, хотя в действительности американским предприятиям и потребителям это выгодно.
В Америке существует множество мозговых центров и исследовательских институтов, очень хорошо понимающих суть китайско-американских экономических отношений, которая состоит во взаимной выгоде. Однако знания этих людей не могут изменить поверхностные взгляды тех, кто не понимает истинного положения вещей и имеет свои политические замыслы. Китайско-американские отношения постоянно становятся жертвой американской внутриполитической борьбы. Что касается американских политиков, то их жертва интересами Китая зачастую не требует поддержки какого-либо политического капитала, а попытки придерживаться принципа реальных интересов в экономических отношениях Китая и Америки подвергаются политическим атакам.
С тех пор как Китай вступил в ВТО, международное пространство для его внешней торговли значительно расширилось, а благодаря своим сравнительным преимуществам Китай чувствовал себя абсолютно комфортно на огромном мировом рынке. В течение последних десяти лет китайско-американская торговля бурно развивается. Ее объемы подскочили от отметки ниже 100 миллиардов долларов до более, чем 500 миллиардов. Объемы торговли значительно выросли, в то время как в системе управления торгово-экономическими отношениями Китая и Америки не произошло никаких существенных изменений. Это в определенной степени привело к обострению разногласий между странами в экономической сфере и положило начало политической борьбе внутри Америки. Поэтому основная причина торгово-экономических разногласий Китая и Америки кроется в политизации, и уйти от нее является ключевой задачей развития экономических отношений.
На сегодняшний день, опираясь лишь на взаимодействие высшего руководства двух стран, невозможно решить проблему политизации, потому что в диалоге и переговорах правительства могут быть ограничены внутриполитическим давлением. Поэтому правительствам Китая и США не стоит проявлять активность в управлении бизнес-кругами, вынуждать бизнесменов избегать диалога. Например, такие предприниматели как владелец компании Alibaba Group Джек Ма или Билл Гейтс хорошо осознают важность китайско-американских отношений и могут разумно подойти к разрешению торгово-экономического конфликта. Это может стать новым путем разрешения проблемы политизации. В то же время Китаю и Америке нужно продвигать реформы международной торгово-экономической системы, накапливать взаимное доверие, совместно создавать новые форматы для взаимодействия, основанные на принципе взаимной выгоды.