В то время как мир напряженно ждет следующего действия Дональда Трампа, таинственность другого лидера — Владимира Путин — все растет.
В следующем году в России должны проводиться президентские выборы, и мало кто думает, что у нынешнего деспота будут конкуренты.
«У нашей страны есть долгая история харизматичных лидеров и царей, и я считаю, что в этом — будущее России», — говорит Михаил Вишняков, главный редактор информационной программы «Сегодня» на российском телеканале НТВ.
«Его власть огромна, потому что страна огромна. Возможно, он — не лучший вариант из возможных, но это оптимальный выбор. Это человек, который может вести страну к ее целям и делать лучшее для нашей экономики».
Эти слова о Владимире Путине исходят с несколько неожиданной стороны. Сорокалетний Михаил Вишняков, произносящий их, — главный редактор информационной программы «Сегодня» телеканала НТВ, который раньше назывался «Останкино». Кажется, журналист мог бы более критично относиться к президенту, который находится у власти десятилетиями и занимает свой пост с 2000 года.
Вовсе не оппозиционер
Михаил Вишняков — отец двоих маленьких детей: Софии четырех с половиной лет и годовалой Анны. Они с 37-летней женой Еленой Титовой живут в подмосковных Мытищах, городе с населением почти в 200 тысяч человек. Со времен расцвета Советского Союза здесь осталось три завода: пивоваренный завод, завод по производству поездов и завод по производству полимерных строительных материалов. Все остальное было закрыто, «все умерло после распада СССР», как сказал водитель такси, который вез нас к многоэтажному дому, где живет семейство.
Мебель из ИКЕА
Но нет, не совсем все. Дом, в котором Михаил и Елена купили квартиру, построен в советском стиле в 1983 году: узкий коридор и маленькие комнаты. Семья обновила почти все, с тех пор как въехала сюда три года назад. Мебель из ИКЕА аккуратно собрана. Большая стиральная машина превращает ванную комнату в тесный лабиринт.
Пара считает, что у них все отлично. Вместе они зарабатывают 250 тысяч рублей в месяц, что соответствует около 38 тысячам крон. Михаил работает журналистом, а Елена трудится в сфере PR. Они могут отсылать деньги своим родителям, которые живут в провинции, далеко от Москвы. Пара называет себя «типичным российским средним классом».
«Хотя что сейчас вообще „типично"! Но мы зарабатываем деньги и можем выплачивать ипотеку. В нашей стране человек считается независимым, если он в состоянии отдавать свои долги», — говорит Михаил.
Часы, проведенные в дороге
Типичны они в том, что как только обзавелись детьми, сразу переехали из Москвы. Жить в городе-миллионнике, где работаешь, почти невозможно для семей с маленькими детьми, многие, создав семью, переезжают к родителям. И часами добираются до работы в столице и обратно.
Довольны ли они своей жизнью в современной России?
Михаил некоторое время размышляет.
«Я вырос в Советском Союзе, так что могу сравнивать. Капиталистическое общество делает нас сильнее, но и в каком-то смысле жестокосерднее. Мы работаем, чтобы зарабатывать деньги, боремся за карьеру и не так много времени посвящаем семье. В советские времена мы были уверены, что государство всегда обеспечит некий минимум в жизни, даже если ты сам никаких усилий не прилагаешь. Заработать больше было нельзя, зато можно было больше времени проводить с семьей».
Управляет страной железной рукой
Путинское правление называли по-разному. Не секрет, что он вместе с партией «Единая Россия» управляет страной железной рукой. Особенно это испытали на себе деятели оппозиции, журналисты-расследователи и соседние страны. Но Михаил считает, что стиль правления Путина — это позитивный подход.
«У нашей страны есть долгая история харизматичных лидеров и царей, и я считаю, что в этом — будущее России. У нас есть будущее, если страной будет управлять сильный харизматичный лидер», — говорит Михаил.
«Катастрофа»
Он сравнивает настоящее с периодом Бориса Ельцина в 1990-х годах, когда олигархи могли купить себе власть в России, и называет то время, когда влияние США на страну усилилось, «катастрофой».
«Сейчас мы хотим, чтобы страна укрепилась, нам не нужен западный образ жизни. Мы хотим жить по-своему, и мы продолжаем искать правильный путь, тот, что подойдет нашей стране».
Елена вставляет:
«Если Россия разумным образом покажет свою силу, то другие страны поймут, что мы — великая держава, которой не надо бояться. Сейчас против России ведется информационная война, и представление о нас окружающего мира не соответствует действительности».
Звучит похоже на Трампа
Я говорю, что их слова несколько напоминают слова Трампа, когда он рассуждает о том, что надо поставить на первое место Америку. Михаил соглашается.
«В США сейчас кризис, они были могущественной страной и хотели решать все и за всех. Теперь их новый лидер говорит, что вначале они должны подумать о себе. Я считаю, что это хорошо. А мы, русские, хотим, чтобы Россия тоже стала великой».
Но и Россия и США, например, замешаны в войну в Сирии?
Никто не верит в оппозицию
Оба не верят в то, что какая-то оппозиция может забрать власть у путинской «Единой России».
Факт в том, что большинство попыток поднять оппозицию или критиковать Кремль замалчиваются. Так, например, был убит критиковавший Путина либерал Борис Немцов в 2015 году.
Обвинения в хищении против оппозиционера и борца с коррупцией Алексея Навального, которые, по-видимому, отнимают у него возможность конкурировать с президентом Путиным на будущих выборах, — еще один пример.
«Те, кто начал изменения, должны иметь возможность их завершить. Путин подходит, он силен и предан своему делу, он поможет нам занять правильное место. Ни у одного оппозиционного лидера нет поддержки. Поезжайте в сельскую местность — да они там даже не знают, кто такой Навальный!» — говорит Михаил.
«Мне нравится Путин»
Ни Михаил, ни Елена не уверены, будут ли голосовать во время президентских выборов в следующем году. Михаил не верит, что его голос сыграет какую-то роль. Елена говорит, что собирается голосовать, но не знает, за кого.
«Мне нравится Путин, мне кажется, он хорош. Отлично справляется со всем, за что бы ни взялся», — говорит она.
Тот же ответ мы получаем и от семьи из Черкесска, который находится на юге России. Они приехали в Москву в гости и гуляют по Красной площади.
«Мы — сильная страна, Россия может помочь вам, европейцам, если нужно. Мы доверяем нашему президенту, он хорошо образован, и мы будем рады, если его изберут еще раз», — говорит учитель физкультуры Оксана Кохан, 43 года.
Беспокоятся за Европу
Ее муж Владимир Лосев, 55 лет, утверждает, что беспокоится о положении Европы и Ближнего Востока.
«Я бы хотел показать своим детям Лондон, но после Брексита Европа кажется такой расколотой», — говорит он.
Что касается США, то он, напротив, считает, что эта страна станет намного сильнее с Дональдом Трампом.
«У него совсем другая политика, чем у Обамы. Для нас, думаю, она будет лучше».
«Боятся России»
Когда мы задаем вопрос москвичу, который живет и работает в столице, все звучит немного по-другому.
«Из-за Путина мир нас невзлюбил, сейчас люди боятся России. Мне не нравится его политика по отношению к другим странам», — говорит Надежда Беляева, 53 года, преподаватель немецкого языка в Москве.
Кроме того, она поднимает другой вопрос:
«Я считаю, что еще один президентский период для него станет лишним. Справится ли он вообще?»
Опубликованную статью сняли
Подобный же вопрос задавал Валерий Соловей, профессор Московского университета международных отношений, в интервью с газетой «Московский комсомолец» прошлой осенью. Его теория гласила, что если бы Хиллари Клинтон выиграла президентские выборы в США, Путин, который ее терпеть не может, мог бы провести в России досрочные выборы и посадить на свое место кого-то из лакеев. Потому что 64-летний президент сам не справился бы с эскалацией отношений с Западом. По-видимому, это рассуждение разозлило Кремль, потому что статью быстро убрали.
«Это было неожиданно. Насколько я понял, статью убрали по указанию заместителя главы администрации. Но с точки зрения PR убирать эту статью было ошибкой, так она только привлекла больше внимания», — говорит Валерий Соловей во время нашей встречи в кафе, которое, по иронии судьбы, расположено прямо напротив здания российской службы безопасности ФСБ у Лубянской площади.
ФСБ, которое когда-то называлось КГБ, было местом работы Владимира Путина с 1970-х до 1991 года.
Можно верить
Соловей известен тем, что несколько раз предсказывал действия Кремля, и ему можно верить. Мы говорим об образе Путина и о том, что Дональд Трамп в качестве нового президента США туманно высказывается насчет своих будущих отношений с Россией.
«Все ужасно боялись, что Клинтон выиграет, она ведь ненавидит Россию. Сейчас, с Трампом, будущее неопределенно. Здесь никто не верил, что он может выиграть. Его считают шансом для России, если он захочет наладить позитивные отношения между нашими странами, но он непредсказуем», — говорит Соловей.
Вряд ли Россия повлияла
Профессор не думает, что у Кремля была возможность повлиять на американские выборы, как считают многие другие эксперты, а также американские власти. Не думает он также, что Россия может значительно повлиять на выборы, которые пройдут во многих европейских странах в этом году, несмотря на различные доклады и предостережения.
«Время и терпение — лучшие союзники России. Тот факт, что западный мир находится в кризисе, открывает простор для пропаганды и тому подобного. Прекрасно можно создать впечатление, что Россия повлияла на американские выборы, российские власти используют пропаганду, хакерские атаки и прочее, но чтобы в действительности повлиять на выборы, не хватает технических знаний».
Он упоминает визиты вроде того, что на прошлой неделе нанесла шведский министр иностранных дел Маргот Валльстрём (Margot Wallström), и говорит, что западный мир уже начинает возвращаться в Россию, чтобы наладить отношения после аннексии Крыма, а именно этого Кремль и ждал.
Ему это нравится
Соловей считает, что Путин и Кремль заключили с элитой страны договор, согласно которому он сохранит свое место, пока олигархи будут оставлены в покое. Аннексией Крыма в 2014 году Путин показал, что Россия — великая страна, которая может предпринять ответные меры при угрозе.
«Путину очень нравится то, как западные СМИ его описывают, он этим наслаждается», — говорит Валерий Соловей.
Он считает, что Путин, независимо от того, будет ли он вновь баллотироваться на выборах или нет, продолжит управлять Россией и после выборов — руками наследника. Наиболее вероятно, что кандидатом в президенты от Путина станет Дмитрий Медведев, который в 2008 году уже назначался преемником Путина в качестве президента и в 2012 году в унизительной форме отказался от президентства в пользу Путина.
«Если Путин сам не будет баллотироваться, то наиболее вероятный кандидат — Медведев. Путин ему доверяет. В этом смысле Россия предсказуема», — говорит он.
Пропаганды недостаточно
Возможно, появится более сильная оппозиция, как это было во время протестов в конце 2011 и начале 2012 годов, но после выборов в Думу в прошлом году она, согласно теории Соловья, недостаточно сильна, чтобы достичь президентского поста.
«Народ очень устал от кризисного положения, наступившего после санкций. Мы хотим стабильности и нормальной жизни. Многие раздражены, что нет никаких улучшений, высокая инфляция, бедность. Бесконечно долго одной пропагандой это компенсировать не получится».