Россия является естественным сухопутным мостом. Страна простирается от самых дальних окраин на востоке до границ Запада; она охватывает практически всю территорию Евразии — от Берингова моря до Балтийского моря. Поскольку начинается объединение проектов Нового шелкового пути, в рамках которых будут строиться пять параллельных сухопутных и морских коридоров, связывающих Китай с Европой, Россия находится в положении, когда она может стать либо одним из основных связующих звеньев развивающейся сети, либо одним из основных сдерживающих факторов в ее развитии.
Россия всегда занимала весьма противоречивую позицию в вопросе развития инициативы по созданию Нового шелкового пути и китайского проекта «Один пояс — один путь». С одной стороны, Россия участвует в этом проекте, получая прибыль в виде таможенных пошлин и получая дополнительный стимул развития и новые экономические перспективы. Через российскую территорию проходит пара действующих сухопутных коридоров «Экономического пояса шелкового пути», зачастую с использованием российских транспортных терминалов (или тех «сухих портов», в которые она вкладывает средства), а также логистических зон. С другой стороны, Россия ведет политику, которая не соответствует взаимовыгодному характеру развития Шелкового пути, и отчасти выступает против планов Китая проложить сеть новых экономических коридоров по территории Центральной Азии и Восточной Европы — регионов, которые она по-прежнему считает своей вотчиной.
Создание возглавляемого Россией Таможенного союза ЕАЭС было фактически одним из основных обстоятельств, создавших условия для строительства расширяющейся железнодорожной сети «Нового Шелкового пути», которая сегодня объединяет 39 железнодорожных линий, проходящих между Китаем и Европой.
Более тесное сотрудничество Китая с Россией
«Самый большой прорыв произошел, когда Казахстан и Россия вместе с Белоруссией подписали договор о создании Таможенного союза, — говорит региональный директор по логистике в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Hewlett-Packard Рональд Клейвегт (Ronald Kleijwegt), который руководил организацией первого регулярного железнодорожного сообщения между Китаем и Европой в 2012 году. — Это было прорывом потому, что до этого надо было пересекать границы между Казахстаном и Россией, [на которые] по умолчанию приходилось 10% необходимых фактических досмотров. То есть, из грузового состава из 50 контейнеров пять контейнеров подлежали досмотру, на что уходило, по крайней мере, два дня, а то или больше».
Россия в настоящее время прорабатывает с Китаем детали строительства перспективной высокоскоростной железнодорожной линии между Москвой и Пекином, которая позволит перевозить пассажиров и грузы между двумя столицами всего за два дня.
Россия даже высказывает заинтересованность в соединении своей Транссибирской железной магистрали с портом Гвадар в Пакистане через китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), основным компонентом инициативы Пекина «Один пояс — один путь».
Также расширяется торговля России с Китаем, растут объемы китайских инвестиций в российскую экономику, при этом страны развивают партнерские отношения в таких отраслях, как авиакосмическая промышленность, наука, финансы и развитие инфраструктуры — например, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Казанью стоимостью 15 миллиардов долларов.
Эмбарго на ввоз сельхозпродукции из стран ЕС
Однако Россия по-прежнему представляет собой основную проблему для развития Нового шелкового пути — речь идет об ответном эмбарго на сельскохозяйственную продукцию из ЕС (а также из США, Австралии, Канады и Норвегии). Это эмбарго, которое было впервые введено в 2014 году в ответ на западные санкции против России, введенные из-за конфликта на Украине, запрещает ввозить в страну и даже провозить по ее территории продукты — такие, как французский сыр, голландская телятина, польские яблоки, говядина, свинина, рыба и большинство молочных продуктов. Самая большая проблема, связанная с этим (помимо потери потерь выручки от торговли), заключается в том, что многие из продуктов, которые запрещены Россией, стали бы как раз теми грузами, которые в противном случае отправлялись бы по железной дороге из Европы на быстро развивающийся потребительский рынок Китая
Этот торговый барьер в значительной мере ограничивает возможности европейских компаний в полной мере использовать строящиеся сухопутные коридоры Шелкового пути.
Ограничивающий фактор
«Большая проблема, с которой мы столкнулись, заключается в том, что в России по-прежнему действуют санкции в отношении транспортировки через территорию России скоропортящихся продуктов из Европы в Китай или из Европы в Казахстан. В данный момент это является ограничивающим фактором», — объясняет Ян Кулен (Jan Koolen), генеральный директор голландской компании Unit 45, производящей контейнеры с климат-контролем, которые при отсутствии эмбарго могли бы перевозить такие товары, как свежее мясо и продукты из Европы в Китай.
«Мы надеемся, что в ближайшем будущем появится возможность снизить ограничения на экспорт, и нам разрешат экспортировать наше мясо, фрукты и переработанные продукты питания в Китай», — говорит глава администрации Лодзинского воеводства в Польше Витольд Степень (Witold Stepien), который во многом содействовал организации одной из первых служб железнодорожных поставок между Китаем-Европой.
«Сегодня мы наблюдаем довольно хороший спрос на продукцию фармацевтической, химической, автомобильной промышленности, на товары категории люкс, а также на скоропортящиеся продукты, фрукты и овощи. Хотя в данный момент они попадают под действие российского эмбарго», — говорит Киис Куийкен (Kees Kuijken) из логистической службы Нового шелкового пути.
До введения эмбарго ЕС поставлял в Россию продукты питания на сумму около 13 миллиардов долларов в год, и эта товаров категория составляла 10% от общего объема ЕС экспорта в Россию.
«Мы надеемся, что в будущем эмбарго будет снято. И если оно будет снято, тогда, я думаю, у нас будет в какой-то степени сбалансированная торговля между Китаем и Европой, в рамках которой в Китай будет поставляться большое количество скоропортящихся грузов, а из Китая в Европу будут в большом количестве поступать компьютеры и другие товары», — заявил Кулен.
На отмену продовольственных санкций рассчитывать не стоит
Однако ждать этого нам, вероятно, не стоит. Различные СМИ по-прежнему публикуют статьи о том, как это эмбарго позволило укрепить собственный сельскохозяйственный сектор России. И экспорт сельскохозяйственной продукции в настоящее время впервые в истории, по имеющимся данным, обеспечивает для страны больший доход, чем экспорт оружия.
Ответные продовольственные санкции России были изначально введены в 2014 году на один год, но с тех пор их дважды продлевали — последний раз в июле. А это указывает на то, что эти ограничения будут действовать, по крайней мере, до конца 2017 года.
По этой причине для сельхозпроизводителей и грузоперевозчиков стран ЕС все более привлекательным выглядит вновь создаваемый Южный железнодорожный коридор, который проходит в обход России — через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию.