Сегодня нарастающие в Европе расизм, ксенофобия, исламофобия все соединились в туркофобию. Считать, что европейцев беспокоят мусульмане, прибывающие из любой страны, не совсем правильно, поскольку, по их мнению, опасны только мусульмане-турки. Почему? Известно, что сегодня люди, предки которых были в эпоху колониализма сначала доставлены на европейский континент в качестве рабов прежде всего из мусульманских колоний, а позже направлены сюда с целью покрытия дефицита рабочей силы, составляют значительную часть населения практически в каждой европейской стране. С этими людьми европейцы живут больше века и почти не сталкиваются с какими-либо проблемами.
Почему этот вопрос становится проблемой, когда дело доходит до турок? В особенности немцы тщательно изучали трудовую миграцию, начавшуюся более полувека назад, и проводили много исследований. В Германии были созданы институты, занимающиеся только этой темой. Цель данных исследований, хотя она открыто и не называется, — «ассимиляция» турок. Немецкие власти, конечно, не ожидают такого процесса ассимиляции от первого поколения турецких мигрантов. Но когда они увидели, что второе и третье поколение, то есть поколения, родившиеся в Германии, тоже не ассимилируется, они забили тревогу.
Какие мусульмане?
Конечно, работы, изучающие эту проблему, проводились не только в Германии, а в каждой европейской стране, где массово живут турки, но были получены примерно такие же результаты. Почему складывается такая ситуация? Прежде всего необходимо обратить внимание на следующий момент: турки за рубежом развили небывалое чувство сплоченности. В рамках этой сплоченности следует говорить не только о религиозной организации, но и о некой новой организационной форме, ориентированной на решение проблем на основе взаимопомощи в разных сферах — от вероисповедания, потребность в котором существует для сохранения собственного стиля жизни, до образования, экономики. Еще одним источником духа единства / осознания идентичности является то, что в основе идеи, которая представляет мировоззренческую позицию живущих там турок и организует их жизнь, лежит «турецкоцентристское» представление.
Третья важная особенность состоит в том, что уровень рождаемости среди европейских турок несравнимо выше, чем в странах, в которых они живут. Поскольку население растет из расчета на каждую семью, усиливается и семейная солидарность. При этом новые поколения находят в немецкой образовательной системе, профессиональной жизни массу возможностей, которые они стремятся превратить в факторы социальной мобильности.
Туркофобия
Следует заметить, что на фоне этих процессов в Европе события, происходящие в Турции, все сильнее отдаются эхом за рубежом. Например, примитивный уровень услуг, которые ранее могли предложить турки, работая в секторе авиаперевозок, на таможне, теперь в прошлом.
Отныне присутствие турецких предпринимателей на международных рынках, достижение осязаемых результатов в процессе экономического развития, усовершенствование потребительских возможностей — все это привело к тому, что европейские турки стали гораздо увереннее в себе и стали еще сильнее верить в свою страну.
Стоит также упомянуть здесь еще о двух популярных культурных событиях, без которых наш анализ будет неполным. Во-первых, когда турецкие масс-медиа на фоне информационно-коммуникационной революции стали доступны по всей Европе, «турецкоцентристское» мировоззрение европейских турок получило подпитку. Во-вторых, обнадеживающие события происходят во многих других сферах, от науки (прежде всего Нобелевская премия) до бизнеса и спорта. В результате турки стали мозолить глаза европейцам, и именно здесь кроется источник туркофобии.