Медленный интернет, без сомнения, можно отнести к величайшим бедствиям нашего времени. То, чем раньше было сломанное на ухабистой дороге колесо телеги, превратилось сегодня в маленькое колесико на экране или в ползущую линию загрузки: люди сидят перед ними и приходят в отчаяние. В общей сложности федеральным правительством и интернет-провайдерами планируется потратить 100 миллиардов евро на развитие широкополосной сети, чтобы искоренить это бедствие до 2025 года.
В России, как это часто бывает, все наоборот. Некоторые улицы там до сих пор находятся в средневековом состоянии. Зато интернет летит. Уже менее чем за 20 евро в месяц можно приобрести мобильный тарифный план, с которым можно даже смотреть телевизор. Если следовать воле Кремля, то теперь операторы должны будут инвестировать миллионы, чтобы интернет снова стал медленнее.
По крайней мере, для избранных сервисов. А именно таких, которые недостаточно сотрудничают с властями и не выполняют решения российских судов. Это следует из текста законопроекта, о котором сообщает экономическая газета «Ведомости». Брюссель и Берлин также в курсе проблемы, а Google и Facebook реагируют очень неохотно. С помощью дросселя Москва хочет создать средство давления, чтобы принудить корпорации к сотрудничеству: если вы не блокируете группу в Facebook, которую мы классифицируем как экстремистскую, если не предоставляете нам доступ к зашифрованной линии связи, которая нас интересует, мы нажимаем на тормоз!
Блокировка отдельных сервисов по действующему закону уже возможна. Тем не менее, пока государство только пугает такими радикальными мерами. Только социальная сеть для поиска работы Linked-In была заблокирована в ноябре — предупредительный выстрел для всех остальных. Перед президентскими выборами, которые состоятся в следующем году, блокировки интернета произвели бы плохое впечатление, полагают российские обозреватели. Интернет-серфинг в замедленном режиме мог бы быть достаточным для того, чтобы пользователи потеряли интерес, но и не выглядел бы таким репрессивным.
Затормозить удовольствия было бы, однако, трудоемко и дорого. Многие операторы мобильной связи уже установили технику. Например, она снижает скорость передачи данных, если установленный тарифом лимит исчерпан, при этом в то же время отдельные службы, такие как WhatsApp могут использоваться дальше без ограничений скорости. Но операторам стационарной телефонной связи нужна для этого модернизация. Только лидеру отрасли «Ростелекому», по его данным, потребуется для этого затратить свыше 100 миллионов долларов.
Кроме того, отрасль еще не переварила последнее ужесточение закона. Принятый летом прошлого года антитеррористический пакет требует, чтобы российские телекоммуникационные компании записывали весь трафик своих пользователей и хранили его в течение трех лет. Для этого во всей России не имеется в наличии достаточного объема памяти. Даже Эдвард Сноуден (Edward Snowden), который после своих разоблачений АНБ (NSA) нашел убежище в Москве, критикует закон как «репрессивный». Он оценивает затраты в 33 миллиарда долларов.
Если предприятия переложат их на плечи клиентов, фиксированные ставки в 20 евро останутся в прошлом. В таком случае Россия успешно сдержит себя сама на европейском уровне.