Сейчас мы переживаем дни, когда отношения Турции с Европой на каждом шагу проходят через новые испытания.
Именно на это время приходится 96-я годовщина заключения исторического Московского договора, подписанного 16 марта 1921 года, и это дает нам возможность обратить внимание как на условия, в которых Турция находится сегодня, так и на будущее Турции, открыв одну из страниц истории.
Московский договор — это важный документ, который был подписан между правительством Великого национального собрания Турции (ВНСТ) и правительством Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а сегодня образует основу современных отношений между Турцией и Россией.
Этот договор — международное соглашение, заключенное после того, как правительство ВНСТ 3 декабря 1920 года подписало Гюмринский договор с Арменией. Если к двум этим документам добавить Карсский договор от 13 октября 1921 года, то получится три договора, которые определяют нынешние границы между Турцией и Кавказом на востоке.
В результате заключения Московского договора вновь созданное правительство ВНСТ было впервые признано на международной арене как юридическое лицо со стороны такого важного государства, как Россия. Этот документ был подписан в период, когда две соседние страны, связанные многовековыми историческими отношениями, вступили в процесс построения новой государственности.
С одной стороны, Россия, вырвавшаяся из Первой мировой войны в результате состоявшейся в 1917 году революции, с другой стороны, Турция, которая после этой войны начала национально-освободительную борьбу, в этот период истории путем сближения друг с другом в некотором смысле обозначили единую позицию против западного империализма.
96 лет, прошедшие с тех пор, стали временем разного рода испытаний, выпавших на долю отношений между Турцией и Россией. Важнейшее из них в последнее время — знаменитый «самолетный кризис» ноября 2015 года. Сейчас этот кризис преодолен, и отношения между Турцией и Россией хоть и медленно, но идут по пути нормализации.
В настоящее время у Турции и России проблемные отношения с Европой. Против России применяются санкции со стороны ЕС. А Турция в отношениях с ЕС переживает смутные времена, как никогда прежде.
Поэтому то, что сегодня между двумя странами продолжается тесное сотрудничество как в двустороннем плане, так и по важным международным проблемам, прежде всего в Сирии, привлекает внимание, как и 96 лет назад.
Московский договор устанавливал равноправные отношения между двумя странами и ставил целью развивать сбалансированное и совместное сотрудничество во многих сферах. При этом сегодня трудно сказать, что в этих отношениях есть баланс.
Хотя две стороны придерживаются одной точки зрения по вопросу о сохранении территориальной целостности Сирии, на разных этапах борьбы с ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) применительно к Манбиджу и Ракке разногласия сохраняются.
Аналогичная ситуация складывается и в двусторонних отношениях. Например, в экспорте Турции в Россию ожидается отмена запрета, введенного в отношении некоторых продуктов, и достижение прежнего уровня торговли. Наши экспортеры, обращая внимание на товары, с которых был снят запрет, считают недостаточным то, что эти товары ограничиваются цветной капустой, брокколи, репчатым луком, гвоздиками.
В данный момент наибольший прогресс в российско-турецких отношениях наблюдается в энергетической сфере. С одной стороны, быстрое продвижение вперед в вопросе о крайне важном для России проекте «Турецкий поток», с другой стороны, ускорение необходимых мероприятий для завершения строительства атомной электростанции в Аккую.
Понятно, что проект «Аккую» не удастся реализовать в изначально запланированные сроки, но прилагаются усилия к тому, чтобы задержку свести к минимуму.
Новый компонент, который возникает в турецко-российских отношениях сегодня, — сотрудничество в сфере военной и оборонной промышленности. В этой связи сообщается о ведении переговоров по приобретению Турцией российских комплексов ПВО С-400.
В период, когда Турция планирует развитие своей национальной обороны, ей наряду со своими национальными ресурсами и возможностями было бы полезно помнить о том, что она член НАТО, и в своих ходах в сфере оборонной промышленности не забывать о совместимости со своими союзниками.
Когда озвучиваются сомнения по поводу решений, которые приняла или собирается принять Турция по тем или иным вопросам, пускаемая в ход риторика часто вырабатывается на ошибочных примерах. Так и в случае с российскими ракетами. В качестве примера, в частности, приводится тот факт, что Греция тоже купила ракетные системы ПВО у России.
Системы, о которых идет речь, — российские ракетные комплексы С-300. Как известно, греческие власти Кипра купили эти ракеты у России по контракту, подписанному в 1996 году, а в 1997 году пожелали разместить их на острове.
В результате кризиса, возникшего из-за резкой реакции Турции, получившей тогда поддержку США и НАТО, греческие власти Кипра согласились складировать эти ракеты на острове Крит. Взамен они получили другие системы ПВО от Греции, но из-за кризиса коалиционное правительство на Южном Кипре рухнуло.
Ракеты С-300, размещенные на Крите, перешли в собственность Греции в 2007 году. В 2013 году Греция испытала одну из этих ракет в ходе военных учений. Но поскольку в рамках национальной обороны Греции комплексы С-300 не совместимы со стандартами НАТО, они так и остались отдельными системами, интеграцию которых невозможно обеспечить.
Турция окажется в такой же ситуации, если приобретет С-400. В случае покупки ракет С-400 Турция, подверженная гораздо большему количеству угроз по сравнению с Грецией в силу своего регионального положения, существенно ослабит свою систему противовоздушной обороны. Ведь эти ракеты, которые из-за несовместимости с системой НАТО не удастся интегрировать, не будут чувствительны к угрозам, воспринимаемым радарами натовской системы.
В случае использования С-400 только против угроз, воспринимаемых их собственными радарами, радиолокационная система ПВО НАТО не сможет держать в своем диапазоне зону действия радаров С-400.
Таким образом, Турция будет вынуждена эксплуатировать две разные не интегрированные друг с другом системы ПВО и не сможет на всей территории страны воспользоваться комплексной системой ПВО, которую ранее ей обеспечивало НАТО.
Если несколько углубиться в подробный технический анализ этой темы, такой дуализм может даже негативно отразиться на возможностях Турции при необходимости воспользоваться пятой статьей, представляющей собой единый механизм обороны НАТО.
Продажа С-400 такому важному члену НАТО, как Турция, обеспечит России не только материальную выгоду, но и психологическое превосходство перед НАТО, и создаст ситуацию, способную дать трещину в альянсе.
Утверждается, что переговоры еще не завершились. Но НАТО уже сейчас стало беспокоиться о том, что сближение между Турцией и Россией дойдет до приобретения С-400.
Такого рода планы, с одной стороны, таят в себе потенциал создания беспорядка в национальной обороне Турции, с другой — ведут только к еще большему ослаблению доверия в отношениях Турции как с ЕС, так и с НАТО.