Die Welt: Каковы условия жизни в Крыму спустя три года после аннексии со стороны России?
Андерс Фог Расмуссен: Нужно вначале сказать, что Россия прервала информационный поток из Крыма. Это осложняет точную оценку положения. Тем не менее можно исходить из того, что незаконная аннексия Крыма несет с собой большие экономические трудности. Условия жизни простого населения не улучшились. Россия сфокусирована на развитии мощного военного присутствия в Крыму, что показывает, что истинным мотивом аннексии было стремление Москвы взять под стратегический и военный контроль Черное море.
— Что можно сказать о ситуации с правами человека в Крыму при российском господстве?
— Насколько можно об этом судить, она катастрофична. Татарское меньшинство особенно подвергается жесткому подавлению со стороны российских властей.
— Реально ли ожидать, что Россия когда-нибудь вернет Крым Украине? Если нет, то как быть с этой проблемой в долгосрочной перспективе?
— Позвольте ответить на этот вопрос исторической параллелью. СССР однажды незаконно присвоил прибалтийские государства. Многим из нас, кто вырос в тени холодной войны, невозможно было себе представить, что эти государства когда-то окажутся на свободе. Но в один момент ситуация изменилась, коммунистическая система рухнула, и три государства вновь обрели свою свободу и независимость. Сегодня это процветающие демократии. Сегодня трудно себе представить, что можно подтолкнуть Россию к возвращению Крыма. Но нельзя исключать, что новые события приведут к изменению ситуации. Но чтобы держать эту возможность открытой, Западу ни в коем случае нельзя признавать незаконное включение Крыма в состав России.
— Есть ли еще надежда на успешную реализацию минских соглашений? Есть ли с украинской стороны альтернативные сценарии, как Украина могла бы вернуть контроль над Донбассом?
— Минские соглашения имеют ряд слабых мест, если не сказать конструктивных ошибок. Но я не считаю, что есть альтернатива этим соглашениям. В любом случае, нужно срочно прояснить содержащиеся в них определенные аспекты. Это касается в первую очередь возврата контроля над украинскими границами. Пока Украина не располагает этим контролем, трудно себе представить, как можно остановить вторжение российских войск и оружие на восток Украины, и как там можно провести свободные выборы. Прояснение вопроса, как и когда Украина вернет контроль над своими границами, должно быть в приоритете, потому что это предпосылка реализации всех остальных содержащихся в Минских соглашениях шагов.
— Но не необходимо ли для этого значительно увеличить давление на Москву? Сейчас наблюдаются скорее обратные признаки. Так, американский президент Дональд Трамп может заключить сделку с Путиным за счет Украины…
— Я считаю, что риск заключения подобной сделки между тем сократился. В Конгрессе есть широкое большинство тех, кто придерживается жесткой позиции по отношению к Москве и кто выступает в поддержку Украины. Кроме того, такие события, как отставка советника по вопросам безопасности Флинна из-за его тесных контактов с Москвой осложняют Трампу возможные уступки по отношению к Москве. Нам нужно быть настороже, но я не считаю, что такая опасность сегодня актуальна. В целом я поддерживаю более активное участие США в реализации Минских соглашений. Только таким образом можно создать необходимое давление на Россию, чтобы она начала действовать.
— Может или должен ЕС делать больше, чтобы поддержать Украину в процессе реализации реформ?
— В некоторых областях ЕС уже действует. С некоторым замедлением он реализует свое обещание предоставления безвизового режима Украине. То же самое касается соглашения о свободной торговле, и я ожидаю, что и Нидерланды в скором времени его ратифицируют. Но что касается поддержки экономического развития Украины и ее общественных реформ, нам нужно действительно активизировать наши усилия. Поскольку развитие Украины на пути к обществу с функционирующей рыночной экономикой и демократией — лучший путь, чтобы подтолкнуть Россию к конструктивной позиции. Это покажет российскому населению, что есть альтернатива националистическому курсу Путина.
— Должны ли европейцы поддержать Украину и военными поставками?
— Аргумент против этого таков: Россия тогда встанет на путь еще большей эскалации. Но если Москва продолжит свою агрессию, мы будем вынуждены отреагировать. Как вариант — поставка оборонительных вооружений на Украину.
— Все чаще в Западной Европе говорят о том, что процесс реализации реформ на Украине застопорился. Что Вы скажете на это?
— Что это неправда. Украина провела глубокие, частично непопулярные реформы. Только два примера из отраслей, в которых многое произошло: С целью борьбы против коррупции недавно была введена система электронного декларирования всех доходов госслужащих. В энергетическом секторе были отменены дотации, за счет экономии была сокращена энергетическая зависимость. То, что в некоторых европейских столицах утверждается обратное, я считаю следствием российской дезинформационной кампании. Но, конечно, верно и то, что Украине предстоит долгий путь реформ. И ЕС может и должен ее в этом поддержать.