Это весной исполняется 100 лет русской революции. Кровавая трансформация, породившая коммунистический Советский Союз, который впоследствии так сильно повлиял на историю всего XX века. В начале весны 1917 года шведская газета Blekinge Läns Tidning (BLT) широко освещала события в России. Мы поищем следы, которые оставила русская революция на передовицах нашей газеты того времени и немного расскажем о том, что BLT писала в тот драматический период, ровно сто лет назад.
Говорят, что революции зреют и начинаются в конце зимы или ранней весной. Когда кончается еда, мороз все еще кусается, и до настоящей весны далеко. Так было во Франции, так было и в России. Даже в шведской Карлскруне той зимой прошли хлебные бунты.
По всему видно, что в марте 1917 года поток информации с того берега Балтийского моря был мощным и беспорядочным. Статьи в BLT в те дни печатались со множеством орфографических ошибок и с неправильным порядком слов.
BLT, среда, 14 марта 1917: «Купец из Стокгольма по пути домой из России вчера проезжал Хапаранду и рассказал газете Haparanda Nyheter, что с прошлого четверга в русских городах и центрах промышленности воцарилась открытая революция. (…) Петроград похож на поле боя. Люди штурмуют магазины, и их расстреливают, словно мух на улицах».
Большие толпы народа идут по центральной улице Петрограда Невскому проспекту.
Но даже тогда новости казались настолько невероятными, что заголовки снабжались вопросительными знаками: «Революция в России?» Только днем позже в газете написали, что министров действительно заключили под арест, а государственную Думу захватила разномастная толпа политиков и интеллигенции, чьей целью было ввести гражданские свободы и права для всех. Они назвали себя Исполнительным комитетом.
У Думы, русского парламента, за спиной короткая, но интенсивная история. В январе 1905 года демонстрация из людей всех сословий подошла к Зимнему дворцу в Санкт-Петербурге (Петрограде), чтобы попросить царя провести реформы, в том числе и создать Национальное собрание.
Их хладнокровно расстреляли на площади перед дворцом. Позднее это событие назовут «кровавым воскресеньем». Развитие событий было столь драматичным, что вмешались родственники царя. Николая II просто-напросто вынудили реформировать свое правление, чтобы не спровоцировать настоящую анархию.
В первый раз царь был вынужден поделиться своей властью. Но в последующие годы он шаг за шагом отбирал обратно все завоевания демократии.
Той весной, в 1917 году, царь всеми способами пытался держать Думу закрытой.
BLT, четверг, 15 марта 1917: «Перед самым выходом газеты в печать в редакцию пришла экстраординарная телеграмма из Петрограда, которую мы представляем в сегодняшнем номере. (…) Чашу терпения переполнил роспуск Госдумы. Народ автократической страны ответил протестом (…) Ситуацию, потрясшую мир и начавшуюся с революции в России, можно вкратце описать так: если революция победит, а в этом сомнений быть не должно, это будет означать кардинальные изменения в государственном управлении России и смену его на народное самоуправление в той или иной форме».
Статья, которая фактически была передовой статьей номера, но по обычаю того времени не имела разделения на новостной текст и комментарий, показывает революцию как демократический прорыв в стране, которого ждал весь мир.
Предсказывается также, что такое развитие событий будет иметь большие последствия для хода Первой мировой войны, которая, по мнению газеты, скоро должна закончиться. Сейчас, пишет редактор BLT, мир должен ждать исторических событий, «которые, вероятно, будут следовать одно за другим».
Разумеется. Но повернулось все так, как ни BLT, ни Швеция, ни мир в целом еще месяц назад не могли себе и вообразить.