Федеральная резервная система (ФРС) 15 марта не просто увеличила свои базовые процентные ставки на четверть пункта, что является всего лишь третьим повышением за более чем 10 лет, она сделала важный шаг вперед в переходный период в политике.
В надежде на то, что я ранее называл «прекрасной нормализацией» ставок, Центральный банк выходит за рамки строгой зависимости от данных и увереннее начинает возглавлять рынки, а не следует за ними. В процессе предпочтения стратегического поведения тактическому, ФРС будет (и должна) уделять больше внимания другим институтам, отвечающим за экономическую политику. В их число входят американские политические ведомства, занимающиеся решением проблем налогообложения, торговли, рынка труда, законодательства, а также другие системообразующие центральные банки, в частности, Европейский Центральный банк и Банк Японии.
Пока мы ждем публикации протоколов Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, логичное объяснение сегодняшнего повышения ставки и изменения политического курса представлено в заявлении, опубликованном в завершение двухдневных переговоров. Его подкрепили комментарии председателя ФРС Джанет Йеллен (Janet Yellen) на пресс-конференции, проведенной вслед за повышением ставок, и они созвучны как внутренним, так и международным факторам, определяющим экономический прогноз и баланс рисков.
Пока экономика продолжает постепенно развиваться, ФРС подчеркнул улучшение ее состояния и приветствовал дальнейшее укрепление рынка труда. На данный момент высшее руководство ФРС удовлетворил рост инфляции, стремящейся к двухпроцентному показателю в долгосрочных расчетах центрального банка. Эти внутренние факторы, кажется, сопровождаются снижением обеспокоенности в связи с потенциальными препятствиями, с которыми американская экономика может столкнуться в связи с происходящим за границей.
Вместе с тем оценки ФРС, связанные с будущим повышением ставок (которые отражаются в так называемой точечной диаграмме, обозначающей индивидуальные прогнозы членов Комитета по операциям на открытом рынке), вновь подтвердили политику «опережающей индикации» по еще двум повышениям ставок в этом году и трем в 2018. Управляющие центральным банком также отложили рассмотрение внесения любых изменений в их балансовые ведомости: это является свидетельством того, что они продолжат удерживать большое количество облигаций и ценных бумаг, обеспеченных активами.
Многое из вышеперечисленного было предсказано в недавнем обзоре рынка, поспешно приведенным в соответствие с ожиданиями, что повышение ставок, скорее всего, произойдет во время мартовской встречи Комитета по операциям на открытом рынке. Всего чуть более двух недель назад, когда вероятность повышения ставок в марте составляла всего 30%, чиновники, как казалось, сработали настолько слаженно, что утроили эти ожидания. Это произошло удивительно быстро и методично.
Несмотря на то, что данные ФРС еще не отражаются в ее экономических прогнозах и связанных с ними движениях будущих ставок, ФРС отмечает прогресс превращения триады планов развития Трампа (налоговая реформа, сокращение объема вмешательства государства в экономику и инвестиции в инфраструктуру) в надежную политику. Если администрация президента и Конгресс выполнят свои обещания, ФРС сначала сдвинет баланс рисков в сторону ухудшения ситуации, а затем ускорит сроки повышения ставок.
ФРС уже слишком давно была единственным достойным игроком на поле. К счастью, теперь у нее появилась возможность для методичной нормализации политики, но она не может беспрепятственно преодолеть этот путь в одиночестве. Центральному банку — а также американской экономике и глобальной экономике в целом — требуется, чтобы в игру вступили другие ведущие политические институты и использовали инструменты, которые лучше соответствуют стоящим перед ними задачам.