Результат президентских выборов мало зависит от внешней политики, хотя та является уделом главы государства и занимает немалую часть его времени. По поводу Европы звучат самые разные заявления, однако представленные в программах основных кандидатов дипломатические варианты являются довольно общими, перечисляют угрозы и, так или иначе, напоминают об унаследованных от голлизма принципах независимости и равновесия. Война в Сирии и отношения с Россией — самые спорные темы, как среди левых, так и правых. Кроме того, именно они лучше всего отражают мировоззрение кандидатов.
«Россия — решающий элемент равновесия сил, который может принести мир в глобализацию», — заявила Марин Ле Пен 23 февраля в большой речи о «внешней политике Франции в многополярном мире». По ее словам, Москва сталкивается с плохим отношением со стороны «Европейского Союза и подневольной Франции». На этом мероприятии, которое было призвано придать значимости ее кандидатуре, присутствовали представители четырех десятков стран, в том числе пять послов (Камбоджа, Куба, Вьетнам, Саудовская Аравия и, как утверждает НФ, Албания). «Нужно восстановить связь с реальным миром, за отрицание действительности приходится дорого расплачиваться», — уверена Ле Пен, которая не скрывает симпатий к сирийскому режиму и подчеркивает, что «французская поддержка так называемых умеренных исламистов была и остается ошибкой».
Необходимость диалога
Эммануэль Макрон в свою очередь занимает очень жесткую позицию по отношению к Москве. «Россия Владимира Путина ведет опасную политику и не боится отступлений от международного права», — указано в его программе, где отмечается «мир угроз и возможностей». Приписываемые российским хакерам кибератаки на сайт движения «Вперед!» сделали тон заявлений еще более непреклонным. И хотя Макрон напоминает о необходимости диалога с Россией, Турцией, ближневосточными странами и государствами Персидского залива, он подчеркивает, что тот должен быть «требовательным», в частности в сфере прав человека и основополагающих свобод.
Мы видим гибкий синтез в продолжение проводившейся в последние годы дипломатии. В то же время в программе уделяется всего полфразы сирийскому вопросу и отмечается, что Франция будет участвовать во внешних операциях лишь «при наличии политических условий выхода из кризиса».
«Агрессивный империализм России»
Программа социалиста Бенуа Амона затрагивает международные вопросы (за исключением европейских) лишь вскользь. Он обещает признать Палестинское государство и напоминает в различных интервью, что это будет способствовать мирной интеграции Израиля в его региональное окружение.
Другие его приоритеты включают в себя введение гуманитарных виз для приема беженцев, расширение оборонного бюджета до 3% ВВП и принятие мер по защите французского языка. В то же время он открыто осуждает «агрессивный империализм России, с которой, безусловно, нужно вести себя жестко и без потворства».
Жан-Люк Меланшон в свою очередь предлагает восстановить «нормальные отношения с Россией». «Для Франции русские — партнеры, а не враги. Причем вне зависимости от их политического режима. Балом правит геополитика. И она говорит нам о необходимости договориться с россиянами. Хотя, это, разумеется, не означает, что нужно во всем соглашаться», — отметил кандидат от «Непокорной Франции» в интервью Famille chrétienne. Кроме того, в его программе предусматривается признание Палестинского государства, выход из НАТО и формирование программы Erasmus в сфере франкофонии».